Маркетинговые исследования. Часть 2
- Маркетинговые исследования. Часть 2
- 7.2. Процесс реализации наблюдения
- Глава 8. АНКЕТНАЯ ФОРМА СБОРА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- 8.2. Классификация основных видов анкетных вопросов
- 8.4. Основной порядок составления анкеты, ее контроль и апробация
- Глава 9. КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 9.2. Традиционный анализ документов
- 9.3. Контент-анализ
- Тема 10. СИСТЕМА ВЫБОРОЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 10.2. Основные этапы проектирования выборки
- 10.3. Определение объема выборки
- ГЛОССАРИЙ
Глава 9. КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
9.1. Кабинетные исследования как метод сбора информации
9.2. Традиционный анализ документов
9.3. Контент-анализ
9.1. Кабинетные исследования как метод сбора информации
Кабинетное исследование — это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для каких-либо иных целей.
Кабинетные методы сбора информации опираются на вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, научные и монографические издания, кино-, видео-, аудио-, фотоматериалы и т. п.
Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования (поскольку позволяют предварительно ознакомиться с объектом и отраслью исследования); при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур; при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.
Кабинетные методы используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении традиций, динамики общественного мнения по какой-либо проблеме, при исследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей.
Методы анализа документов делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) и формализованные.
Неформализованные методы не используют стандартизированных приемов выделения единиц информации из содержания документа, требуют кропотливого анализа каждого источника, поэтому чаще используются для обработки отдельных (уникальных) документов или небольшого массива документов, когда отсутствует необходимость в количественной обработке информации. Традиционный анализ может послужить предпосылкой для формализованного анализа документов.
Альтернативой неформализованным методам анализа документов стали формализованные методы, использующие унифицированные (стандартные) методики регистрации элементов содержания документа. Стандартизация методик сбора информации избавила исследователей от трудоемких процедур регистрации и субъективизма при интерпретации данных; позволила перейти на автоматизированную регистрацию и обработку информации с помощью специальных компьютерных программ. Появились другие проблемы: сложности в разработке однозначных правил фиксирования нужных элементов и невозможность исчерпывающего раскрытия содержания каждого отдельного документа.
При проведении кабинетных исследований наиболее часто используются традиционный (классический) метод анализа документов, информативно-целевой анализ и контент-анализ документов, основные характеристики которых представлены в табл. 6.
Таблица 6
Общая характеристика кабинетных методов сбора информации
Метод |
Характеристика |
Достоинства |
Недостатки |
Традиционный (классический) анализ |
Анализ сути материала с заданной точки зрения |
Выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и обстоятельств его появления |
Субъективность, трудоемкость |
Контент-анализ документов |
Анализ наличия в содержании материалов определенных смысловых категорий |
Возможность статистической обработки. Высокая объективность |
Необходимо однозначное правило формализации, неполное раскрытие содержания, необходимость большого массива информации |
Информативно-целевой анализ |
Анализ информативности материалов |
Оценивает способность автора реализовать коммуникативные намерения |
Применяется только для текстовых материалов |