Конспект лекций по русской литературе — часть 2 — Состояние литературы на рубеже 19-20 веков

Состояние литературы на рубеже 19-20 веков. Характеристика основных направлений развития литературы


Что мы наблюдаем на рубеже веков — кризис позитивистского сознания связан с кризисом объяснения сущего в жизни.

Серебряный век (пограничность, кризисность, упадок, разрушение, перелом). Духовные контуры времени рельефно фиксируются в поэтике заглавий: «Без дороги», «На повороте» Вересаев.

Переходность, кризисность эпохи не означают ее ущербности и бесплодности. Напротив, именно это время оказывается необычайно плодовитым для развития самых ранних сфер жизни — экономики, технологии, науки, искусства.

Именно на рубеже веков в искусстве развиваются кризисные процессы, которые приводят к формированию типа так называемой массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Противовесом «масс культуре» пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, «посвященных», искусство элитарное. Таким образом, искусство и литература становятся все более неоднородными, расколотыми на течения и группировки, разделенными на конфликтующие полюса. Усиление контактов с мировой культурой (Достоевский, Толстой, Чаковский, Дягилев, Горький).

Взаимодействие разных искусств, своего рода межвидовая диффузия. Неслучайно расцвет переживает театральное искусство — по своей природе синтетическое. Возникает и пропагандируется идеал содружества разных искусств.

Раскол литературы на 2 идейно-эстетических полюса: реализм и модернизм.

Символизм — первое течение модернизма. Толчок — лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Создание 3 сборников «Русские символисты» (Брюсов). Старшие символисты, младосимволисты. Творчество в понимание символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику-творцу. Аллегорический образ — своего рода маска, за которой угадывается суть. (Блок «незнакомка»).

Акмеизм — генетически связан с акмеизмом (Вяч. Иванов «Кружок молодых»). Отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. По сути дела, акмеизм был попыткой нейтрализовать крайности символизма, унаследовав все его достижения, предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не тем, что являет высшие сущности.

Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. Культура — сама по себе цель. Культура тождественна общечеловеческой памяти. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм ориентирован на пространственные искусства — прежде всего, архитектуру, скульптуру, живопись.

Футуризм. (будущее), одновременно развивался в Италии и в России. «Садок судей» — Бурлюк, Хлебников, Каменский. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью своего социального лица. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910х гг.

Поэты «Гилей» обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной «полезности» своего искусства и в то же время пытаются освободить слово от внелитературных задач, сосредоточиваясь на экспериментах с формой. В качестве эстетической программы выдвигает утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Весь мир пронизан искусством — тяга футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства». Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников течения. Сознательный эпатаж обывателей. Футуризм более всего боялся равнодушия — атмосфера литературного скандала.

Вы здесь: Главная Литература Русская литература Конспект лекций по русской литературе — часть 2