Конспект лекций по русской литературе — часть 2 — Художественная проза А. Солженицына
- Конспект лекций по русской литературе — часть 2
- Трагическая острота конфликта в пьесах А. Н. Островского
- Поэзия Ф. Тютчева
- Единство природы и внутреннего мира человека в лирике А.А. Фета
- Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова
- Базаров в образной системе романа. Полемика вокруг романа
- Социально-философская и психологическая проблематика романа Преступление и наказание
- Воскресение Л. Толстого как роман нового типа
- Проблематика прозы А.П. Чехова
- Состояние литературы на рубеже 19-20 веков
- Реализм рубежа 19-20х вв.: концепция мира и человека
- И. А. Бунин как продолжатель традиций русской классической литературы
- Символизм
- Футуризм
- Творческий путь А. Блока
- Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина
- Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья
- Европейский период творчества В. Набокова
- Проблематика и поэтика романа Доктор Живаго Б. Пастернака
- Художественная проза А. Солженицына
- Общая характеристика деревенской прозы
- Общая характеристика литературы оттепели
- Отечественная массовая словесность
Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования.
Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.
Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.
Народные характеры показаны писателем в рассказах “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича” в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова..
нравственность. У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой. Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться.
В поисках народного характера Солженицын заглядывает в “самую нутряную Россию” и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрену Васильевну Григорьеву (“Матренин двор”).
На долю старухи Матрены выпало “много обид, много несправедливостей”. Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной улыбкой”, доброжелательно, с “теплым мурчанием”.
Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены — она была “в ладах с совестью своей”. Об этом образе Солженицын пишет: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -праведники...”