Конспект лекций по русской литературе — часть 2 — Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья

Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья. Решение конфликта «человек и время» в прозе эмигрантов 20-30 гг. 20 века.


Проза русского зарубежья — много авторов, много видов литературы.

Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе — ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда.

Формы отъезда: беженство — человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка — человек принудительно (философский пароход) уезжает собравшись, он не хотел уезжать. Можно взять что-то с собой; эмиграция — человек сам, по своему желанию уезжает, у него есть выбор остаться.

Селились в разных городах: русский Берлин (100 000 человек), русский Париж.

Внутри эмиграции были идеологические движения: «еврозийство» — люди живущие на материке; широко смотрели на национализм, конгломерат народа, живущего на одном пространстве. «Сменовеховство» — ожидание возвращения февральских ожиданий.

Город в городе: свое кладбище, свое кафе. Формы общения иногда сохранялись (салон Мережковских)

Первое время умонастроения эмигрантов — они «сидели на чемоданах», готовые вернуться.

Наступает 29г. (к власти пришел Сталин). Пришло осознание того, что если что-то изменится, то очень-очень нескоро. Россия жила в памяти. Прошлое приобретает дымку идеологизации (Шмелев «Лето Господне», «Богомолье»). Необходимо учитывать обстоятельство того, что сына Шмелева расстреляли тогда, когда Шмелев был в Крыму (“Солнце мертвых»). Идиллические воспоминания детства для Шмелева — оберег, «поручень» , за который можно схватиться.

Два поколения эмигрантов : приехали туда с именем (Бунин, Куприн); сделали себе имя там.

Вы здесь: Главная Литература Русская литература Конспект лекций по русской литературе — часть 2