Конспект лекций по русской литературе — часть 2 — Символизм
- Конспект лекций по русской литературе — часть 2
- Трагическая острота конфликта в пьесах А. Н. Островского
- Поэзия Ф. Тютчева
- Единство природы и внутреннего мира человека в лирике А.А. Фета
- Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова
- Базаров в образной системе романа. Полемика вокруг романа
- Социально-философская и психологическая проблематика романа Преступление и наказание
- Воскресение Л. Толстого как роман нового типа
- Проблематика прозы А.П. Чехова
- Состояние литературы на рубеже 19-20 веков
- Реализм рубежа 19-20х вв.: концепция мира и человека
- И. А. Бунин как продолжатель традиций русской классической литературы
- Символизм
- Футуризм
- Творческий путь А. Блока
- Эволюция темы Родины в поэзии С. Есенина
- Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья
- Европейский период творчества В. Набокова
- Проблематика и поэтика романа Доктор Живаго Б. Пастернака
- Художественная проза А. Солженицына
- Общая характеристика деревенской прозы
- Общая характеристика литературы оттепели
- Отечественная массовая словесность
Символизм
Журнал «Северный вестник» — идеи символизма.
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока.
В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус...
А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными. Да и в каждой группе наметились расхождения.
Идеологом «старших символистов» стал Д. Мережковский, мэтром (Учителем) — В. Брюсов.
Брюсов — статья к сборнику «Русские символисты» — цель искусства в выражении «движений души» поэта, опирался на идеи Шопенгауэра, Канта. Мир постигается интуитивно. Человек — «вещь в себе».
Вдохновитель «младосимволистов» Андрей Белый утверждала статье «О религиозных переживаниях» (1903) «взаимное соприкосновение искусства и религии». Но задачи выдвигал более действенные, чем Мережковский, хотя столь же мистические. В своих воспоминаниях А. Белый так определил их: «найти человечество как ипостась лика божья», «приблизиться к мировой душе», «передавать в субъективно лирических излияниях Ее голос».
«Младосимволисты» — в центре их внимания судьбы России, народная жизнь, революция…
Обособленнее других держался Вяч. Иванов. Он верил в возможность объединить «правду оторвавшихся от земли с правдой земли», народ с интеллигенцией. А грядущую гармонию усматривал в победе «большого всенародного искусства», когда под воздействием созданного гением «хорового действа», трагедии-мистерии восторжествует «коллективный внутренний опыт».
Все символистские программы воспринимались необычным, новым словом в литературной жизни эпохи. Однако они тесно были сопряжены с мировой культурой.
Предтечей нового литературного сообщества был философ и поэт Вл. Соловьев. Его концепция многое проясняет в теории и творчестве символистов (младшие из них называли себя «соловьевцами»).
Соловьёв: мир погружён в поток времени, живёт и дышит отблесками высшего мира, цель человека — найти выход из мира времени в мир вечности, на земле человека поддерживает любовь, красота, женственность.