Лекция по античной литературе
- Лекция по античной литературе
- 2. Греческая мифология
- 3. Гомеровский эпос
- 4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
- 5. Древнегреческая лирика VII — VI вв.
- 6. Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
- 7. Творчество Эсхила.
- 8. Творчество Софокла.
- 9. Творчество Еврипида.
- 10. Творчество Аристофана
- 11. Греческая проза V-VI вв. до н.э.
- 12. Геродот.
- 13. Ораторское искусство
- 14. Философская проза
- 15. Литература эпохи эллинизма
- 16. Специфические особенности развития римской литературы
- 17. Золотой век римской литературы
- 18. Овидий
10. Творчество Аристофана.
· Возникновение древней аттической комедии. Ее структура и проблематика.
· Тема войны и мира в комедиях Аристофана.
· Проблемы воспитания и критика первых философских учений в комедиях Аристофана.
· Литературные взгляды Аристофана (комедия «Лягушки»).
Комедия — это вторая отрасль греческой драмы. После трагедии, комедийные соревнования получили разрешение на Великих Дионисиях в 486-484 гг. до н.э. Комическое — самая трудноопределимая эстетическая категория. Умберто Эко 2Имя розы». Поэтика Аристотеля. Средневековые философы делали вывод, что Аристотель о комедии не писал. Существуют легенды, что есть вторая спрятанная часть поэтики Аристотеля. Белинский замечает, что смех всегда стремится скрыть несоответствие между внутренним и внешним. Нет ничего более сиюминутного, чем смех. Белинский определил сущность комедии, как противоречие явлений жизни сущностью и назначением самой жизни.
Античная комедия на злобу дня, это дело нелегкое и серьезное. Античная комедия — остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Истоки комедии в праздниках Дионисиях — «комос». Песни комоса малопристойные. Иногда они носили личный характер, что было запрещено. Хор в комедии носит уродливые маски и одежды. С фольклорной традицией комедию связывает борьба старого и молодого — нет среднего возраста. Побеждали молодые. Элемент карнавального действа — «последние да будут первыми». Во время игр рабы менялись местами с господами. У жанра древнеаттической комедии были и свои литературные предшественники — фольклорная дорийская драма (возникла в Мегарах) и литературная сицилийская комедия. Фольклорная дорийская драма — карикатурные примитивные сценки, без хора, часто пародии, сюжета нет. Литературная сицилийская комедия — пьеса с цельным законченным действием, нет хора, часто пародируются мифы. Влияние мима. Мим — это сценка с натуры, из обыденной жизни, с упором не на сюжет и действие, а на воспроизведение характерных черт представителей профессий. Мим «Сиракузинки» включал речь — обличал туристов. Объектом изображения в древней аттической комедии миф не был. Авторов занимала злободневная политика. Политика, изобличение, включала полную свободу личной издевки. Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием — карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики. Древнеаттическая комедия не индивидуализировала персонажей. Маски: ученый-шарлатан, хвастливый воин, шут, парасит-нахлебник.
Сюжет древнеаттической комедии носит фантастический характер. Предлагают утопические выходы из сложившейся ситуации. Комический хор превосходил трагический — 24 человека, разделенные на два враждующие полухория. Пролог, потом парад, в центре — комический алон, словесный спор главных действующих лиц и двух полухорий. Агон делился на две части: в первой части побеждало неправое дело, после нее был антракт — парабаса. Актеры уходили, хор снимал маски, обращался к зрителям и пытался объяснить, что происходило. Вторая часть — побеждали справедливые речи. Парабасой первые комедии как бы разделялись на два действия. Затем вторая парабаса. Расцвет комедии совпадает с высоким подъемом общественной жизни во второй половине пятого века. Древнеаттическая комедия сменяется средней комедией из-за поражения в пелопонесской войне. Никаких политических комедий до нас не дошло. Возрождение комедии в конце четвертого века — новоаттическая комедия. Совершенно не похожа на древнюю, заимствует много из Еврипида. Разделение на три ветви: комедия нравов, характеров и интриги.
Аристофан 450-384 гг. до н.э. Жизнь. Литературная деятельность — 427-388 гг. Его жизнь приходится на пелопонесскую войну. Был человеком среднего достатка, идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина — имеет рабов, но и сам работает. Аристофан требует подписания мира. Полис уже себя изжил, но Аристофан все еще прославляет его. Наука шагнула вперед, а Аристофан настаивает на богах. Была необходимость реорганизации собрания. Нужно было изменить образование. Дюди разные, нельзя всех воспитывать одинаково. Аристофан не может задержать развитие, хотя и старается.
Написал 40 или 44 комедии, до нас дошло 11. Был запаслив, две комедии завещал сыну.
1) 427-421 гг. ярко-политические комедии, носитель обличительного начала — хор, персонаж зла имеет реального прототипа, согласуется с маской. «Всадники», «Осы», «Облака», «Мир».
2) 414-405 гг. Исчезает личная направленность. «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки».
3) 398-388 гг. Аристофан приближается к комедии нравов, уходит гротеск, карикатура. Пытается предложить утопический вариант решения насущных проблем.
«Всадники». Первый период творчества, самый злободневный. Против войны, против Клеона. Клеон — политик, демагог, очень популярен, бездарный военачальник. Ставить пьесу опасались, костюмеры и делатели масок отказались их делать. Премьера могла кончиться плохо. Здесь Аристофан еще и критикует сам афинский народ. Демос — тупой, слепой, глупой старик. В прологе — слуги демоса — Демосфен и Никей. Жизнь текла хорошо, пока не появился новый раб Кожевник-Пофлагонец. Кожевенное производство считалось низменным. Отец Клеона владел кожевенной мануфактурой. Из Пофлагонии поступали самые тупые и наглые рабы. Когда этот герой спит, Никей и Демосфен крадут оракулы-предсказания. В нем написано, что власть этого раба кончится, когда появится еще более наглый правитель. Им становится Колбасник — самое низменное дело, еще хуже кожевенного. Кожевник прогоняет Колбасника. На помощь Колбаснику спешат всадники — это прослойка общества, которая во время войны имела возможность воевать на конях. Они больше были за мир. Тут старик Демос должен решить, кто будет главенствовать в доме. Кожевник и Колбасник соревнуются, кто лучше накормит Демоса. Финал многозначен, Колбасник обещает омолодить Демоса, варит его в котле — тот становится молодым — и в конце концов появляется в костюме времен Греко-персидской войны, что символизирует силу греков в единстве. Комедия была принята.
«Ахарняне». Главный персонаж — «справедливый гражданин», среднее сословие крестьянства. Страдает от войны, приходит к согражданам и агитирует против нее. Его хотят убить. Он живет со всеми в мире, торгует, богатеет. А Афины голодают. Тут впервые встречаем насмешку над Еврипидом. Когда Д. хотят убить, тот направляется к Еврипиду за лохмотьями. Жители просят у него мира, но Дикиаполит не хочет никому его давать. Соид продает Дикиаполиту дочерей за чеснок и соль. Дикиаполит справляет праздник, а рядом голодные и больные.
«Облака». Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном — тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе — сократической беседе — приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ — это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой — прежде всего о проблеме воспитания. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну — Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел — поджигает мыслильню.
Напрямую спор с Еврипидом идет в комедии «Лягушки». Это первая литературно-критическая полемика. Две части: 1) посвящена путешествию Диониса в царство мертвых за театралами. Дионис хочет забрать Еврипида. Он пустозвон, пижон, постоянно тормозит. Идет к Гераклу, узнать дорогу в царство мертвых. Дионис отправляется туда пешком, берет своего раба Ксанфия. Берет у Геракла львиную шкуру и палицу. Диониса постоянно бьют из-за одежды Геракла. 2) Царь рассказывает Дионису историю о том, что умер Еврипид и за ним пошла толпа маргиналов. До Еврипида на троне поэтов сидел Эсхил. Начинается агон. На сцену выносятся весы, на которых взвешиваются достоинства и недостатки Эсхила и Еврипида. Эсхил: тяжеловесный стиль, влияние на психику человека. Он утверждает, что лучше, так как несет гомеровское наследие в художественное творчество. Еврипид смеется над стилем Эсхила. Но в результате Еврипид соглашается, что язык его трагедий легче эсхиловской, но первенство отходит Эсхилу, потому что он патриотичен. Конец: Дионис выводит Эсхила.
Аристофана любили в Афинах. Его часто ставили. Люди его слушали, уважали. Но через полтора века его забыли. Новая комедия вообще не использует опыт Аристофана. Аристофана признают великим комедиографом, но никто не следует его традициям.