Лекция по античной литературе
- Лекция по античной литературе
- 2. Греческая мифология
- 3. Гомеровский эпос
- 4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
- 5. Древнегреческая лирика VII — VI вв.
- 6. Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
- 7. Творчество Эсхила.
- 8. Творчество Софокла.
- 9. Творчество Еврипида.
- 10. Творчество Аристофана
- 11. Греческая проза V-VI вв. до н.э.
- 12. Геродот.
- 13. Ораторское искусство
- 14. Философская проза
- 15. Литература эпохи эллинизма
- 16. Специфические особенности развития римской литературы
- 17. Золотой век римской литературы
- 18. Овидий
16. Специфические особенности развития римской литературы.
· Историческое значение и периодизация римской литературы.
· Ранняя римская литература. Римские комедиографы Плавт и Теренций.
Эллинистический период достиг своего пика, начинает развиваться литература на латинском языке. По сути — такие же стадии развития, но она более поздняя, поэтому заимствованы очень многие черты и открытия греческой культуры. Феномен вторичности. Идут споры о вторичности — двусмысленность термина.
Жизнь римской общины отлична от греческой. Греки составляли плотную этническую группу эллинов, а римляне был окружены другими племенами. Поэтому- постоянная борьба за выживание, одно время они были под властью этрусков. Этруски взаимодействовали с римлянами. Кроме них были другие племена и греческие колонии — Сицилия. Жизнь была построена по принципу военной общины. У греков было больше возможностей развивать культуру. Даже жизнь была подчинена военному действию. Римляне не создали разветвленной мифологии — примитивные мифы. Верили в добрые и злые силы — нумина. Очень много богов из-за регламентированности: Деметра разделена на много мелких шагов — этапов. Нумина первого цикла, шага и т.д. В Риме были целые армии разных жрецов.
Религия превращается в техническое подспорье к жизни общества. Конечная форма молитв do ut des (даю, чтобы ты дал). Жизнь общины и семьи давлеет над религией. Явное предпочтение государственного перед религией.
Только когда римляне начали завоевание Греции, они начали приспосабливать свою религиозную систему под греческую. Были некоторые боги, которые не имели аналогов у римлян — Аполлон так и остался. Были собственно римские боги — Янус, бог начала и конца. Отсюда — январь. Особое место занимал Марс (Арес) — более почетен, чем в Греции. Особый бог Квирин — покровитель римской общины и собраний.
Собственные мифы. Прежде всего римский миф, чтобы обосновать право римлян на завоевание других народов. Он очень разветвленный — давал возможности соединить греческую и римскую религии, обосновать превосходство. Он повествует о Ромуле и Реме — иногда они называются потомками Энея, иногда детьми Марса. Они должны быть погибнуть. Но их пожалели, положили в корзину. Пустили по реке. Волчица выкормила их молоком, затем их подобрал пастух. Они вырастают, начинают создание римского государства.
Герои греческой мифологии жили в отдаленные мифические времена. А герои римлян были намного ближе. Они обожествляли своих предков. Добрые и злые силы как бы присутствовали постоянно. Божки — лары и манны — помогали в обыденной жизни. Героями становились предки, жившие за поколение или за два. Религия древних римлян теряет космогонический, мистический ореол.
Вторичность культуры вообще, например, перед римлянами в момент создания уже были образцы литературы, скульптуры и т.д. Можно выбирать, что заимствовать. Трагедию не заимствовали, а историю, лирику, комедии взяли. В Греции литература развивалась поступательно, последовательно. В Риме все жанры появились одновременно. Положительное: эти жанры взаимно дополняли друг друга. С другой стороны, римляне могли отбросить то, что мешало им, например, хор, связанный с культом Диониса. У римлян Вакх не так важен, нет трагической философской подкладки. Поэтому хор исчез.
Периодизация более проста, чем греческая, не наполнена таким смыслом, как в Греции. Сроки развития были короче, сама история тоже.
1 период (доклассический) — середина 3 века до н.э. — 80-е до н.э. Ожесточенная гражданская война.
2 период (классический). Связан с кризисом полиса, с концом республики, с периодом правления принцепса Августа. Принцепс — первый среди равных, правление — принципат. 80-е годы до н.э. — 14 год н.э. Творчество Вергилия, Горация, Цицерона, Овидия.
3 период (послеклассический). 14 — 476.
В Греции почти не было сатиры, нотки у киников. В Риме сатирические жанры начинают развиваться одними из первых. Римляне справляли праздники Сатурналии — декабрь. Однажды на них разразилась чума, римляне пригласили наиболее способных танцоров этрусков. Римской молодежи это очень понравилось, и они прибавили к танцам и песням этрусков свои песни, получилась смесь — сатура. Так получилась сатира.
В Риме рано начинает развиваться проза. В Риме появляется раньше всего и в разных вариантах. Развивались нормы права. Права людей обозначали «юс», права богов — «фас». Законы 12 таблиц — юридическая проза, не только право, но и описание жизни. Римляне любили календари — на каждый день был праздник. Жрецы записывали на каждый день историю — записывали в фастах — римский календарь. Для простого народа у храма выставляли анналы — записи.
Рано развивалось ораторское искусство. Выступают на собраниях в Сенате. Риторика процветает. В Риме появляются эпистолярные жанры — письма. У греков писем нет. Личность более осознавала себя — развиваются мемуары, чего вообще не было у греков. Записки Юлия Цезаря. Цезарь стал самым распространенным автором для гимназистов, простой язык.
Ранняя римская литература связана с борьбой двух политических партий. Когда Рим становится мощной империей, римские правители хотят создать мощную идеологию. Идеология всегда базируется на культуре, в Риме нет, разгорается спор двух партий: аристократической и демократической. Аристократическая партия считала, что нужно использовать греческую культуру. Демократическая партия — не следует ничего заимствовать, надо развивать традиции патриархальной римской общины. В принципе побеждает партия эллинофилов. Эллинизации подвергается и искусство и частная жизнь. Но это принимают не все. Главой аристократической партии было семейство Сципионов. Один из них взял Карфаген.
Драматурги в Греции были окружены ореолом почтения. В Риме первыми писателями были люди самого низкого происхождения — рабы-вольноотпущенники, не римляне. Первый — Левиандропий, грек, бывший раб. Был учителем, создает «Латинскую Одиссею». Любопытный перевод — включает туда и отрывки из Илиады, и свои сочинения, и другое. Главный прием римской литературы — прием контаминации, соединение в одном произведении сюжетов и образов из разных произведений. Римляне не стеснялись использовать другие произведения, всегда указывали, что заимствовали. Контаминация особенно распространена в драматургии. Трагедия интересовала мало, но была. Один из главных трагиков — Сенека. Их было очень трудно ставить, скорее для чтения. Грубая римская публика любила нагнетание обстановки, кровь, жестокость. Лучшие трагедии «Медея» и «Федра». Ее не любили, потому что там была высокая философская идея, мысль. Это слишком сложно для римлян — нет своей философии. Цицерон пытался создать, но не смог. Комедия процветала, сюжеты брались из новоаттической комедии. Первая комедия «Паллиата» — это одежда, короткий плащ. Потом «Тогата» римская одежда. Комедия делилась на статарную (стоячую) — обращенную к психологическим поступкам и моторную — постоянное движение.
Лучшими комедиографами были Тит Макк Плавт и Публий Теренций Афр. Первое — имя, семейство, прозвище. Плавту приписывают 120 комедий, до нас дошла 21. Они оказали большое влияние на комедии 17-18 века. Плавт работал в жанре моторной комедии. Главное действующее лицо, ведущее интригу — раб. Одна комедия так и называется «раб обманщик». Всегда обозначал, какую комедию он брал и у кого. Соединено обычно несколько сюжетов. Хотя он и заимствовал, но эллинистический взгляд на жизнь. Убирал филантропизм Менандра, наполнял шаржами, карикатурами. Лучшей комедией считается комедия «Кубышка/клад». Она особо повлияла на 17-18 век. Заимствовали Мольер, Пушкин. Плавт показывает здесь себя и как психолога. Скупой человек находит горшок с золотом. Плавт показывает, как богатство влияет на психику человека.
Прием «фи про кво» — ему говорят одно, но он не слышит.
В противовес Плавту был Теренций, который не пользовался славой при жизни. Он был рабом, негром из Карфагена, откуда его вывезли Сципионы. Сципионы рано заметили его способности, выучили, воспитали, дали ему свое имя. Его преследовала молва двух планов: что все его комедии написал Сципион, и что его звали полуменандр. Он очень много заимствует не только сюжетов, но и идей. Он проповедует эллинский образ жизни, культуру, воспитание. Но он не делает это открыто, идет на компромисс.
«Братья» — проблема воспитания. Один брат крестьянин (Демия), второй — городской житель. Соревнование — чье воспитание лучше. Старший сын далек от отца, второй живет душа в душу. Теренций написал 6 комедий. Психологическая обработка образов, вводится момент тайны.