Лекция по античной литературе
- Лекция по античной литературе
- 2. Греческая мифология
- 3. Гомеровский эпос
- 4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
- 5. Древнегреческая лирика VII — VI вв.
- 6. Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
- 7. Творчество Эсхила.
- 8. Творчество Софокла.
- 9. Творчество Еврипида.
- 10. Творчество Аристофана
- 11. Греческая проза V-VI вв. до н.э.
- 12. Геродот.
- 13. Ораторское искусство
- 14. Философская проза
- 15. Литература эпохи эллинизма
- 16. Специфические особенности развития римской литературы
- 17. Золотой век римской литературы
- 18. Овидий
8. Творчество Софокла.
· Софокл и Перикл.
· Характерные черты драматургии Софокла.
· Перипетия и трагическая ирония. Трагедия «Царь Эдип».
· Сущность конфликта трагедии «Антигона».
· Линии и судьбы в трагедиях Софокла.
1496-1406 гг. до н.э.
Жизнь Софокла — между Греко-персидской и пелопонесской (междоусобными) войнами. Перикл — стратег. Тридцать лет афинской жизни — «век Перикла». Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать. Архаическая комиссия по переустройству Афин — Фидий. Возведен Акрополь. Вид Афин должен был поражать уже с моря. Пропилеи (16-12 вв.) — крытые галереи, чтобы подняться на Акрополь. При Перикле Афины — самый образованный город, грамотны были все свободные жители города. Эстетическим воспитанием граждан занималась другая комиссия — «театральная».
Этико-эстетическое кредо классической Греции сформулировано Периклом — надгробная речь над павшими воинами: «Мы любим красоту, соединенную с простотой, и любим образованность, не страдая слабостью духа». Все должно быть естественно. Простота связана с гармонией, симметрией.
Грекам не свойственна рефлексия. Эллин — существо цельное. Грек эпохи Перикла верил в одну единственную объективную истину — в богов.
Равновесие духа — краткий миг в истории Греции. Софокл занимается не тем искусством, творчество Софокла — вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло 120 пьес. 24 победы в театральных агонах. 468 г. до н.э. — первая победа над Эсхилом.
Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.
Творчество Софокла — качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.
Софокл — внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла — «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.
В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).
Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» — трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» — трагедии фиванского цикла. Название дается по хору — о Геракле — «Трахинянки». Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру — гармонию, установленную олимпийскими богами.
Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характеры.
Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.
Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).
Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.
«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.
«Антигона» — одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти — царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны — важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей — Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.