Лекция по античной литературе
- Лекция по античной литературе
- 2. Греческая мифология
- 3. Гомеровский эпос
- 4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
- 5. Древнегреческая лирика VII — VI вв.
- 6. Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
- 7. Творчество Эсхила.
- 8. Творчество Софокла.
- 9. Творчество Еврипида.
- 10. Творчество Аристофана
- 11. Греческая проза V-VI вв. до н.э.
- 12. Геродот.
- 13. Ораторское искусство
- 14. Философская проза
- 15. Литература эпохи эллинизма
- 16. Специфические особенности развития римской литературы
- 17. Золотой век римской литературы
- 18. Овидий
14. Философская проза.
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и идеализм — основной вопрос, что первично, материя или сознание? Для Древней Греции такое деление некорректно. Наследие материалистов почти не дошло до нас, идеалистов — наоборот.
У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) — Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ был очень демократичен — пользовался особой любовью аристократической молодежи. Смеялись над его происхождением — отец рядовой скульптор, мать повивальная бабка. Сократ гордился своим происхождением, по профессии тоже был скульптором.
В творчестве Сократа происходит переход от натурфилософии к этике. Главным предметом его бесед были нравственно-этические вопросы: как следует жить, что такое справедливость благочестие, добродетель. Создает учение об абсолютных истинах — истинах неколебимых. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) — без них нет человека. А есть зверь. Постижение их возможно, если правильно определить их, что невозможно. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога — сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. Высказывания Сократа, конечно же, были неприятны главе полиса. Выборы он считал глупыми. Считал, что назначать на должности надо по склонностям, а не по жребию. Склонялся к монархии. Религиозное распутье — тяготел к единобожию. Искал бога внутри к себя, был убежден, что частички человеческого разума содержали части мирового разума. На суде защищался легковесно. Отказался от побегов. Настоящее имя Платона — Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику. В Сиракузах его принимает как придворного философа тиран Дионисий. Тот за идеи продает его в рабство. Афинянин купил его и отпустил. Вернулся. В роще Академ в память Сократа основал Академию — школу, которая просуществовала 900 лет. Именно Платон передает нам речь Сократа в суде. Это «Апология» Сократа. Защита Сократа была построена не для реального оправдания, а для высказывания афинским жителям. Диалог «Федон» вводит нас в обстановку последних часов жизни Сократа. Последняя беседа — доказательство бессмертия души. «Мы должны Асклепию петуха». От Платона осталось много. Его считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Материалистом считают Гераклита. Платон создает свою теорию о вечности духа на основе Гераклита. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего — идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Пример: связанные люди в пещере, смотрящие на тени. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым. Придумывает идеальное государство. Оно разделено на три класса: философы, воины и крестьяне. Философы и воины не должны иметь семей детей и имущества. Распределение на классы: к 30 годам становится понятно. Изгнал бы художников, писателей и поэтов.
Аристотель. По сравнению с Сократом и Платоном был ученым-энциклопедистом. Аристотель — первый энциклопедист. Родился в 384. Жизнь семьи связана с македонской династией. Отец — врач при македонском царе. Создает в роще Аполлона ликейскую школу Лицей — в Афинах. Преподавал иначе — читал лекции два раза в день: утром (днем) читал лекции по сложнейшим проблемам, вечером — то же самое, но объяснял просто. Читал лекции, гуляя по дорожкам, поэтому его учеников называли перипатетики, школа прогуливающихся.
Рукописи завещал Феофрасту, тот — Нелею, у которого в погребе они испортились. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух. Плохо относился к демократии, сказал, что существует только три формы правления: монархия, аристократия и полития. Но ни одна не бывает в чистом виде: монархия — тирания, аристократия — олигархия, полития — демократия, охлократия. Поправлял Платона. Считает. Что идеи являются формой материи, поэтому их нельзя отделить. Идея несет в себе движение. Материя инертна, а идея несет в себе прогресс. Материя вечна. Вопрос: кем создана, не исчезнет ли, есть ли бог? Насчет бога не знал.
Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне — руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности — мимесис. Не стоит понимать это буквально. Не просто подражание, а подражание с целью понять, что могло бы случиться. Аристотель добавляет, что поэзия философичней истории. Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское — очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование — трагедия способствует нравственному очищению души. Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет — одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными — просто хорошие люди, совершившие ошибку.