Лекция по античной литературе
- Лекция по античной литературе
- 2. Греческая мифология
- 3. Гомеровский эпос
- 4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
- 5. Древнегреческая лирика VII — VI вв.
- 6. Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
- 7. Творчество Эсхила.
- 8. Творчество Софокла.
- 9. Творчество Еврипида.
- 10. Творчество Аристофана
- 11. Греческая проза V-VI вв. до н.э.
- 12. Геродот.
- 13. Ораторское искусство
- 14. Философская проза
- 15. Литература эпохи эллинизма
- 16. Специфические особенности развития римской литературы
- 17. Золотой век римской литературы
- 18. Овидий
7. Творчество Эсхила.
· Эволюция Эсхила-драматурга. Структура раннего творчества.
· Переработка мифического сюжета в «Прометее Прикованном».
· Трилогия «Орестея» и переработка в ней древних мифов.
· Вопрос о судьбе и личности в трагедиях Эсхила.
Годы жизни: 525-456 гг. до н.э. Эсхил тенденциозен. Он славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности. Эпоха победы в Греко-персидской войне — победу принесло единство, не государственное, а духовное — эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил — утро эллинского демократизма. Написал 120 пьес. Эсхил имеет отношение к элевсинским жрецам и мистериям. Эпитафию Эсхил написал для себя заранее. Идеальный грек, гражданин, драматург и поэт. Тема патриотического долга. Эсхил — единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти. Трагедия «Просительницы» основана на мифах о данаидах — на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. Достоверно несовершенная пьеса. Парки и хоры, сменяющие друг друга, резко контрастны, зритель от этого в напряжении. Отрывок из трилогии «Персы» 472 год. Серединная часть — гигантский плач персидских царевен по павшим персам. Персы — достойный противник. Но они проиграли, так как нарушили меру, захотели слишком много дани с греков, попытались подорвать их свободу. Трагедия заканчивается мощным плачем — треносом.
«Прометей-огненосец» — первая часть.
«Прометей прикованный» — вторая часть.
«Прометей освобожденный» — 3 часть.
Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.
Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.
Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.
Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.
«Фиванская трилогия», «Семеро против Фив» — борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Попытка создать характер.
«Орестея» — 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм — неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов — Атридов. Род — неделимое целое. Первая трагедия — «Агамемнон» — возвращение из-под Трои. Вторая трагедия — «Хоэфоры» — женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия — «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии — 7 лет. «Эвмениды» — суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его. Афина — патриархальная богиня.
Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия — переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие — прием — смотр со стены.