Мерзлотное лесоводство — Государственный учет лесного фонда

Государственный учет лесного фонда, особенности инвентаризации лесов и редколесий мерзлотной зоны

Государственный учет лесного фонда осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за изменениями в его структуре и обеспечения достоверными сведениями органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, а также органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Материалы государственного учета лесного фонда используются для организации мониторинга лесов, ведения государственного лесного кадастра и обязательной сертификации лесных ресурсов.

Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения их экологических и биосферных функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается Федеральной службой лесного хозяйства России совместно с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

Государственный лесной кадастр включает сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Данные кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные, при изъятии земель лесного фонда, установлении платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей. Ведение государственного лесного кадастра осуществляют служба лесного хозяйства федерального уровня и ее территориальные органы.

Обязательной сертификации, согласно Лесному кодексу РФ, подлежат отпускаемая на корню древесина, а также второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение сертификации осуществляются Федеральной службой лесного хозяйства России. Пока многие вопросы сертификации находятся лишь в стадии разработки (Проблемы..., 1998). Пожалуй, наиболее упорядочена лишь сертификация технических свойств продукции лесозаготовок и лесопиления, система которой предусматривает соответствие круглых лесоматериалов и пиломатериалов действующим ГОСТам и ОСТам.

Между тем, отечественные ГОСТы не всегда и не в полной мере соответствуют международным стандартам. Так, например, они не содержат параметры экологической чистоты продукции, что уже создает определенные трудности при выходе на зарубежные рынки сбыта (Проблемы..., 1998). Эти требования актуальны и для недревесных лесных ресурсов, поскольку обширные лесные территории нередко подвергаются химическому и радиационному загрязнению (Булгаков и др., 1996; Душа-Гудым, 1998; Матвеев, 1997).

Если сертификация древесины и продуктов ее переработки требует лишь приведения действующих стандартов в соответствие с международными нормами, то разработке экологических и социальных параметров должны предшествовать как определение критериев сертификации, так и натурная инспекция участков лесного фонда, в том числе разработка механизмов экологической и социальной экспертизы в разных природно-климатических зонах.

Лесоустройство объединяет в себе систему мероприятий по обеспечению рационального использования государственного лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства, осуществлению единой научно-технической политики (Инструкция…, 1995). При проведении лесоустройства помимо определения границ его участков и хозяйственной организации территории, выполняются картографирование лесного фонда и инвентаризация.

Последняя включает определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, породного и возрастного состава лесов, их состояния, выявление особо защитных участков леса, а также участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного и промежуточного пользования, мероприятиях по восстановлению лесов, их охране и защите, определение порядка и способов выполнения лесохозяйственных мероприятий.

При инвентаризации осуществляется обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности лесов первой группы, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом и нелесных земель в лесные. Одновременно определяются расчетные лесосеки и возрасты рубок по лесообразующим породам, размеры рубок ухода за лесом, объем мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, организации побочного пользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных и иных целей.

Несмотря на важную защитную и социальную роль лесного покрова Крайнего Севера (Чибисов и др., 1992; Абаимов и др., 1997; Величко и др., 1997; Abaimov et al., 1998a), до настоящего времени не завершен процесс его инвентаризации. На лесные экосистемы мерзлотной зоны продолжает распространяться действие нормативных документов, лесоводственных и экологических требований, разработанных для таежной зоны в целом.

Например, использование при инвентаризации механически экстраполированных подходов к выделению категорий лесных земель нормативно предопределяет утрату значительной части покрытых лесом площадей за счет необоснованного увеличения площади редин в притундровой зоне. С другой стороны потери собственно лесных земель происходят в результате отнесения естественных редин, а также части редколесий к тундрам, болотам и прочим нелесным категориям. В процессе лесоустройства эти потери составляют около 30% фактической лесной площади при наземной таксации, а с применением дистанционных методов они могут оказаться еще ощутимее (Бондарев, 1995).

Поскольку редколесный характер растительности в области сплошного распространения мерзлоты столь же нормален, сколь нормальны сомкнутые леса таежного типа, при инвентаризации лесов и редколесий в качестве самостоятельных категорий лесных земель здесь следовало бы выделять редколесья (то есть древостои с полнотой 0,1-0,3) с отнесением их к покрытым лесом землям и естественные редины (древостои с полнотой 0,05-0,1) с отнесением их к лесным (непокрытым лесом) землям (Абаимов, Бондарев, 1994, Абаимов и др., 1997).

Действующая с 1995 г. новая инструкция по проведению лесоустройства предусматривает учет естественных редин в качестве самостоятельной категории лесных земель. При этом они не относятся ни к покрытым, ни к непокрытым лесом землям. Следовательно, имевшая и ранее место двусмысленность, еще более усиливается нормативно при инвентаризации лесов и редколесий Крайнего Севера.

Реализация рассматриваемого подхода на федеральном уровне позволила бы привести в соответствие с научными данными о природе и специфике лесов мерзлотной зоны практику лесоустройства, получить более достоверную информацию о лесном фонде региона, и создать предпосылки для внесения необходимых корректив в нормативные документы, которые регламентируют лесохозяйственную деятельность на территории проживания коренных народов.

Нуждается в пересмотре и сложившаяся практика отнесения лесных земель при лесоустройстве к разным категориям защитности. Введение такой новой категории как «леса природных резерватов» позволило бы отнести к ней большую часть притундровых лесов, а также переданные в долгосрочное пользование земли и родовые угодья, закрепленные за коренными народами. К категории «защитные полосы притундровых лесов по границе с тундрой» правомерно было бы отнести лишь самые северные редколесья и редины, примыкающие к зональной тундре, а также отдельные острова лесных сообществ, расположенные в пределах зональной тундры.

Помимо предлагаемых новых, в мерзлотной зоне следовало бы значительно расширить при лесоустройстве выделение таких категорий защитности как зоны первого и второго санитарных поясов охраны источников водоснабжения, особенно вблизи населенных пунктов, что обусловлено низкой самоочищаемостью северных водоемов (Чибисов и др., 1992), лесов зеленых зон, национальных парков, заповедных лесных участков, памятников природы, особо ценных лесных массивов (генетических резерватов).

Функциональное назначение этих категорий защитности применительно к мерзлотной зоне в целом сходно с таковым в типичных таежных лесах. Но необходимо учитывать существенные различия в способах их достижения, исходя из экстенсивного уровня ведения лесного хозяйства на большей части территории и высокой чувствительности лесных экосистем криолитозоны к воздействию различных факторов, нарушающих относительное равновесие природных процессов в высоких широтах Евразии.

В качестве основополагающего принципа организации и ведения лесохозяйственной деятельности в мерзлотной зоне должен быть определен дифференцированный системный подход, который максимально обеспечивал бы сохранение социальной, экономической, экологической и биосферной роли лесного покрова Крайнего Севера, организацию устойчивого лесопользования, направленного на сохранение и поддержание хрупкого равновесия природных процессов, защитных функций лесного покрова и удовлетворение местных потребностей в древесине и других лесных ресурсах.

Для этого уже в ближайшей перспективе потребуется корректировка лесного законодательства, разработка специальных нормативов таксации северных лесов и редколесий, введение региональных правил лесопользования на территориях проживания коренных народов Крайнего Севера, которые включали бы лесоводственные и экологические требования к рубкам леса и другим хозяйственным мероприятиям на территории лесного фонда и максимально учитывали природные особенности лесных экосистем мерзлотной зоны.


Вы здесь: Главная Лесоводство Мерзлотное лесоводство