Мерзлотное лесоводство

Лесному покрову мерзлотной зоны свойственны специфические особенности, которые обусловлены климатическими факторами, распространением мерзлоты и связанными с ней мерзлотными процессами. Последние являются следствием нарушения теплообмена между атмосферой, почвой и мерзлой литосферой, вызванного пожарами, рубками и другими антропоген-ными воздействиями. Их развитие оказывает влияние на сукцессии лесной растительности и приводит к разрушению лесорастительной среды, т.е. к утрате на многие десятилетия экологических, биосферных и социальных функций лесов Севера.

Опыт ведения лесохозяйственной деятельности в условиях распространения мерзлоты свидетельствует, что апробированные в таежной зоне лесоводственные приемы проведения различных систем и видов рубок главного пользования, ухода за лесом и мер содействия естественному возобновлению оказываются не всегда приемлемыми в лесах высоких широт.

В МЕРЗЛОТНОЙ ЗОНЕ

Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, регулировавшим лесные отношения наряду с другими законодательными актами до принятия Лесного Кодекса, «Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии»

Этим документом определено, что все леса и представленные для ведения лесохозяйственной деятельности земли в совокупности образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда включены л е с н ы е и н е л е с н ы е земли. К лесным землям относятся покрытые лесом и не покрытые лесом площади (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, прогалины, пустыри, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами и др. Нелесные земли представлены сельско-хозяйственными угодьями, болотами, дорогами, квартальными просеками и др. Применительно к мерзлотной зоне к нелесным землям правомерно также относить зональные и горные тундры, каменистые россыпи («курумы») на склонах гор Крайнего Севера и каменистые пустыни на господствующих высотах водоразделов.

В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная растительность на землях сельскохозяйственного назначения, насаждения в полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов, озеленительные насаждения в городах и населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам, а также группы деревьев и отдельные деревья на приусадебных, дачных и садовых участках.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (Лесное..., 1998). Оно направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей в лесных ресурсах на основе многоцелевого, научно обоснованного лесопользования.

Лесной кодекс Российской Федерации был принят 29 января 1997 года. Он устанавливает правовые основы и регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются не только лесным, но и земельным законодательством Российской Федерации.

Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав республик, автономных областей и округов, краев и областей с соответствующим разграничением полномочий.

К компетенции и ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений, согласно действующему законодательству, относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;

2) разработка и совершенствование с участием субъектов лесного законодательства;

3) распоряжение совместно с субъектами РФ лесным фондом;

4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;

5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;

6) установление норм и правил пользования лесным фондом;

7) утверждение по согласованию с субъектами Федерации ежегодных норм заготовки древесины (расчетной лесосеки);

8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;

9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;

10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса и других нормативных документов;

11) организация и координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;

12) разработка совместно с субъектами Российской Федерации федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их реализации;

13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и определение порядка его проведения;

14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесоустройства и мониторинга лесов;

15) осуществление международного сотрудничества в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;

К ведению законодательных органов субъектов Российской Федерации относятся:

1) разработка и утверждение совместно с РФ региональных (республиканских, краевых, областных и др.) программ по развитию и ведению лесного хозяйства;

2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства РФ и принятие соответствующих правовых актов на уровне субъекта Федерации;

3) установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;

4) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и порядка лесопользования на этих территориях.

В компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений находятся следующие вопросы:

1) разработка республиканских и региональных программ развития лесного хозяйства;

2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом на территории субъекта Федерации;

3) организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и государственного учета лесного фонда;

4) участие совместно с РФ в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и их реализации;

5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий и организаций, оказывающих вредное воздействие на леса;

6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в т.ч. для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;

7) организация экологического воспитания, образования и просвещения, обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.

В ведении районных и городских администраций в сфере регулирования лесных отношений соответственно находятся:

1) учет лесного фонда;

2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством;

3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от болезней и вредителей;

4) осуществление совместно с местными органами охраны окружающей среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решений о представление участков лесного фонда в краткосрочное пользование;

6) организация и проведение с участием местных подразделений управления лесным хозяйством лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;

7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Согласно Лесному кодексу РФ (1998) лесной фонд находится во владении лесхозов, сельскохозяйственных предприятий, являющихся правопреемниками совхозов и колхозов, заповедников, национальных и природных парков, а также учебных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Помимо учета лесного фонда в функции его владельцев входит предоставление участков леса в долгосрочное (аренда) и краткосрочное пользование, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров), обеспечение оперативного контроля за использованием земель лесного фонда по целевому назначению.

Владелец лесного фонда осуществляет мероприятия по повышению продуктивности и воспроизводству лесов, проводит рубки ухода и промежуточного пользования, противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, контроль за проведением работ, выполняемых пользователями леса, пресекает нарушение норм и правил пользования лесным фондом (незаконные порубки, уничтожение и повреждение деревьев, лесных культур, загрязнение лесных земель и пр.), организует в соответствии с решением органов местного самоуправления работу по ликвидации возникших очагов лесных пожаров. Владелец лесного фонда также проводит согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных на его территории и норм их отстрела.

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесного покрова и его природных особенностей. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

При разграничении полномочий с субъектами Российской Федерации действующим законодательством допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

В условиях перехода к рыночным отношениям и с учетом опыта зарубежных стран высказывается мнение о необходимости признания всех форм собственности на лесной фонд — федеральной, субъектов Федерации, муниципальной, коллективной и частной (физических и юридических лиц). Предлагается также отделение государственного управления лесами и контроля за соблюдением лесного законодательства от службы лесного хозяйства, так как последняя осуществляет практическую лесохозяйственную деятельность на территории лесного фонда.

Так, Лесной кодекс, декларируя отнесение лесного фонда к федеральной собственности, вступает в противоречие с Конституцией России. Статья 9 основного закона гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В Лесной кодекс также не вошло положение о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов. Ведущим источником затрат на ведение лесного хозяйства определен федеральный бюджет. Следовательно, в изменяющихся социально-экономических условиях переходного периода по существу сохранена прежняя система финансирования, при которой получаемые лесные подати и арендная плата поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, обезличиваются, а финансовое обеспечение лесного хозяйства продолжает, как и ранее, осуществляться по остаточному принципу .

Отмеченные противоречия свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования лесного законодательства и, в первую очередь, в части арендных отношений, а также пересмотра отдельных положений лесной политики, обеспечивающих устойчивое лесопользование в условиях формирующихся рыночных отношений.

Вы здесь: Главная Лесоводство Мерзлотное лесоводство