Мерзлотное лесоводство
- Мерзлотное лесоводство
- Организация лесного хозяйства
- Пользование лесным фондом
- Государственный учет лесного фонда
- Цели, задачи и системы рубок главного пользования
- Организационно-технические элементы рубок главного пользования
- Рубки в лесах и редколесьях первой группы
- Рубки в лесах и редколесьях третьей группы
- Очистка мест рубок
- МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСОВ И РЕДКОЛЕСИЙ
- Естественное возобновление на гарях и пожарищах
- Содействие естественному возобновлению лесов и редколесий
- Целевые выжигания
- Цели, задачи и виды рубок ухода
- Классификация деревьев
- Методы рубок ухода
- Очередность назначения насаждений в рубку и нормативы рубок ухода
- Рубки ухода за сосной
- Рубки ухода за лиственницей
- Рубки ухода в лесах различного защитного назначения
- История формирования и современное распространение мерзлоты
- Климатическая обусловленность многолетней мерзлоты
- Мерзлотные процессы
- Краткая характеристика мерзлотных почв
- Сезонное оттаивание и тепловой режим почвы
- Некоторые особенности светового режима
- Лес и атмосферные осадки
- Корневые системы деревьев
- Некоторые особенности водного режима мерзлотных почв
Лесному покрову мерзлотной зоны свойственны специфические особенности, которые обусловлены климатическими факторами, распространением мерзлоты и связанными с ней мерзлотными процессами. Последние являются следствием нарушения теплообмена между атмосферой, почвой и мерзлой литосферой, вызванного пожарами, рубками и другими антропоген-ными воздействиями. Их развитие оказывает влияние на сукцессии лесной растительности и приводит к разрушению лесорастительной среды, т.е. к утрате на многие десятилетия экологических, биосферных и социальных функций лесов Севера.
Опыт ведения лесохозяйственной деятельности в условиях распространения мерзлоты свидетельствует, что апробированные в таежной зоне лесоводственные приемы проведения различных систем и видов рубок главного пользования, ухода за лесом и мер содействия естественному возобновлению оказываются не всегда приемлемыми в лесах высоких широт.
В МЕРЗЛОТНОЙ ЗОНЕ
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, регулировавшим лесные отношения наряду с другими законодательными актами до принятия Лесного Кодекса, «Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии»
Этим документом определено, что все леса и представленные для ведения лесохозяйственной деятельности земли в совокупности образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда включены л е с н ы е и н е л е с н ы е земли. К лесным землям относятся покрытые лесом и не покрытые лесом площади (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, прогалины, пустыри, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами и др. Нелесные земли представлены сельско-хозяйственными угодьями, болотами, дорогами, квартальными просеками и др. Применительно к мерзлотной зоне к нелесным землям правомерно также относить зональные и горные тундры, каменистые россыпи («курумы») на склонах гор Крайнего Севера и каменистые пустыни на господствующих высотах водоразделов.
В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная растительность на землях сельскохозяйственного назначения, насаждения в полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов, озеленительные насаждения в городах и населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам, а также группы деревьев и отдельные деревья на приусадебных, дачных и садовых участках.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (Лесное..., 1998). Оно направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей в лесных ресурсах на основе многоцелевого, научно обоснованного лесопользования.
Лесной кодекс Российской Федерации был принят 29 января 1997 года. Он устанавливает правовые основы и регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются не только лесным, но и земельным законодательством Российской Федерации.
Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав республик, автономных областей и округов, краев и областей с соответствующим разграничением полномочий.
К компетенции и ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений, согласно действующему законодательству, относятся:
1) определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;
2) разработка и совершенствование с участием субъектов лесного законодательства;
3) распоряжение совместно с субъектами РФ лесным фондом;
4) определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;
5) установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;
6) установление норм и правил пользования лесным фондом;
7) утверждение по согласованию с субъектами Федерации ежегодных норм заготовки древесины (расчетной лесосеки);
8) установление системы платежей за пользование лесным фондом, а также образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;
9) определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;
10) утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса и других нормативных документов;
11) организация и координация научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;
12) разработка совместно с субъектами Российской Федерации федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их реализации;
13) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и определение порядка его проведения;
14) организация ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, лесоустройства и мониторинга лесов;
15) осуществление международного сотрудничества в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
16) установление государственной статистической отчетности в области ведения лесного хозяйства;
К ведению законодательных органов субъектов Российской Федерации относятся:
1) разработка и утверждение совместно с РФ региональных (республиканских, краевых, областных и др.) программ по развитию и ведению лесного хозяйства;
2) участие в разработке и совершенствовании лесного законодательства РФ и принятие соответствующих правовых актов на уровне субъекта Федерации;
3) установление по согласованию с органами местного самоуправления принципов определения ставок лесных податей и арендной платы;
4) установление по согласованию с органами местного самоуправления в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и порядка лесопользования на этих территориях.
В компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений находятся следующие вопросы:
1) разработка республиканских и региональных программ развития лесного хозяйства;
2) распоряжение совместно с Российской Федерацией лесным фондом на территории субъекта Федерации;
3) организация ведения государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и государственного учета лесного фонда;
4) участие совместно с РФ в разработке федеральных программ по рациональному использованию лесного фонда, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и их реализации;
5) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством охраной и защитой лесов, принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий и организаций, оказывающих вредное воздействие на леса;
6) утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки в соответствии с рекомендациями органов управления лесным хозяйством, в т.ч. для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;
7) организация экологического воспитания, образования и просвещения, обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов.
В ведении районных и городских администраций в сфере регулирования лесных отношений соответственно находятся:
1) учет лесного фонда;
2) распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством;
3) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от болезней и вредителей;
4) осуществление совместно с местными органами охраны окружающей среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) принятие совместно с владельцами лесного фонда решений о представление участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
6) организация и проведение с участием местных подразделений управления лесным хозяйством лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;
7) ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке.
Согласно Лесному кодексу РФ (1998) лесной фонд находится во владении лесхозов, сельскохозяйственных предприятий, являющихся правопреемниками совхозов и колхозов, заповедников, национальных и природных парков, а также учебных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Помимо учета лесного фонда в функции его владельцев входит предоставление участков леса в долгосрочное (аренда) и краткосрочное пользование, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров), обеспечение оперативного контроля за использованием земель лесного фонда по целевому назначению.
Владелец лесного фонда осуществляет мероприятия по повышению продуктивности и воспроизводству лесов, проводит рубки ухода и промежуточного пользования, противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, контроль за проведением работ, выполняемых пользователями леса, пресекает нарушение норм и правил пользования лесным фондом (незаконные порубки, уничтожение и повреждение деревьев, лесных культур, загрязнение лесных земель и пр.), организует в соответствии с решением органов местного самоуправления работу по ликвидации возникших очагов лесных пожаров. Владелец лесного фонда также проводит согласование с государственными органами охраны окружающей природной среды допустимой численности диких животных на его территории и норм их отстрела.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесного покрова и его природных особенностей. Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
При разграничении полномочий с субъектами Российской Федерации действующим законодательством допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
В условиях перехода к рыночным отношениям и с учетом опыта зарубежных стран высказывается мнение о необходимости признания всех форм собственности на лесной фонд — федеральной, субъектов Федерации, муниципальной, коллективной и частной (физических и юридических лиц). Предлагается также отделение государственного управления лесами и контроля за соблюдением лесного законодательства от службы лесного хозяйства, так как последняя осуществляет практическую лесохозяйственную деятельность на территории лесного фонда.
Так, Лесной кодекс, декларируя отнесение лесного фонда к федеральной собственности, вступает в противоречие с Конституцией России. Статья 9 основного закона гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В Лесной кодекс также не вошло положение о государственном внебюджетном фонде воспроизводства, охраны и защиты лесов. Ведущим источником затрат на ведение лесного хозяйства определен федеральный бюджет. Следовательно, в изменяющихся социально-экономических условиях переходного периода по существу сохранена прежняя система финансирования, при которой получаемые лесные подати и арендная плата поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, обезличиваются, а финансовое обеспечение лесного хозяйства продолжает, как и ранее, осуществляться по остаточному принципу .
Отмеченные противоречия свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования лесного законодательства и, в первую очередь, в части арендных отношений, а также пересмотра отдельных положений лесной политики, обеспечивающих устойчивое лесопользование в условиях формирующихся рыночных отношений.