Мерзлотное лесоводство — Организация лесного хозяйства
- Мерзлотное лесоводство
- Организация лесного хозяйства
- Пользование лесным фондом
- Государственный учет лесного фонда
- Цели, задачи и системы рубок главного пользования
- Организационно-технические элементы рубок главного пользования
- Рубки в лесах и редколесьях первой группы
- Рубки в лесах и редколесьях третьей группы
- Очистка мест рубок
- МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛЕСОВ И РЕДКОЛЕСИЙ
- Естественное возобновление на гарях и пожарищах
- Содействие естественному возобновлению лесов и редколесий
- Целевые выжигания
- Цели, задачи и виды рубок ухода
- Классификация деревьев
- Методы рубок ухода
- Очередность назначения насаждений в рубку и нормативы рубок ухода
- Рубки ухода за сосной
- Рубки ухода за лиственницей
- Рубки ухода в лесах различного защитного назначения
- История формирования и современное распространение мерзлоты
- Климатическая обусловленность многолетней мерзлоты
- Мерзлотные процессы
- Краткая характеристика мерзлотных почв
- Сезонное оттаивание и тепловой режим почвы
- Некоторые особенности светового режима
- Лес и атмосферные осадки
- Корневые системы деревьев
- Некоторые особенности водного режима мерзлотных почв
Как следует из упомянутых ранее законодательных актов, ведение лесного хозяйства должно обеспечивать сохранение и усиление средообразующих, водо-охранных, защитных, санитарно — гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесного покрова в интересах здоровья человека. Лесное хозяйство направлено на научно обоснованное осуществление многоцелевого, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства страны и отдельных граждан в древесине и другой лесной продукции. Лесохозяйственная деятельность призвана осуществлять воспроизводство лесов, улучшение их породного состава и повышение продуктивности, охрану и защиту на основе единой технической политики, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, их экологических и биосферных функций.
В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесного фонда, выполняемыми лесным покровом функциями производится разделение лесов на группы и категории защитности. На территории Российской Федерации весь лесной фонд относится к первой, второй и третьей группам лесов, а леса первой группы — к разным категориям защитности.
К первой группе относятся леса, которые выполняют водо-охранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные важные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Леса первой группы разделяют на следующие категории защитности:
1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
2) запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
3) противоэрозионные леса;
4) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республикан-ского, краевого и областного значения;
5) государственные защитные лесные полосы;
6) ленточные боры;
7) леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
8) леса зеленых зон городов, населенных пунктов и хозяйственных объектов;
9) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
10) леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;
11) особо ценные лесные массивы;
12) леса, имеющие научное и историческое значение;
13) памятники природы;
14) орехопромысловые зоны;
15) лесоплодовые насаждения;
16) притундровые леса;
17) леса государственных природных заповедников;
18) леса национальных парков;
19) леса природных парков;
20) заповедные лесные участки.
В зоне распространения многолетней мерзлоты из приведенного перечня категорий защитности помимо притундровых лесов при инвентаризации выделяются леса государственных природных заповедников, запретные полосы по берегам водных объектов, в том числе защищающие нерестилища ценных промысловых рек и, значительно реже, леса зеленых зон и санитарной охраны источников водоснабжения.
На территории относительно компактного проживания коренных народов Севера, осуществляющих традиционное ведение хозяйства (оленеводство, охота, рыбная ловля), необходимо введение дополнительной категории защитности — лесов природных резерватов.
К этой категории правомерно было бы отнести основную часть площади притундровых лесов, выделенных постановлением Правительства Российской Федерации в виде полосы вдоль границы с зональной тундрой. В настоящее время ее ширина изменяется от нескольких десятков километров на севере европейской части страны до 250-400 км — на севере Средне-Сибирского плоскогорья и Крайнем Северо-Востоке Евразии.
Высказывается мнение о необходимости корректировки южной границы притундровой зоны (Предтундровые…, 1987). Согласно предварительным оценкам, на севере Западно-Сибирской низменности она должна быть смещена к югу на 50-100, на территории Средней Сибири — на 200-250 и Восточной Сибири на 400-600 км по отношению к официально установленной (Абаимов и др., 1991; Коротков, 1991; Abaimov, Sofronov, 1996).
Ширина полосы притундровых лесов должна определяться исходя из региональных особенностей структуры лесного покрова (не менее 50% покрытой лесом площади представлено редколесьями, естественными и пирогенными рединами), экосистемного подхода, учитывающего дальность сезонных миграций популяций дикого северного оленя и других видов промысловых животных (Абаимов, Софронов, 1997), а также интересы коренных народов Крайнего Севера.
Главное назначение данной категории лесов должно заключаться в сохранении экологических, биосферных и социальных функций лесного покрова как естественной среды проживания аборигенных народов.
К этой же категории защитности следовало бы отнести земли лесного фонда, переданные в долгосрочное пользование специализированным сельскохозяйственным предприятиям в качестве оленьих пастбищ, а также лесные земли родовых угодий, закрепленные в последние годы за коренными народами Крайнего Севера решением законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации (Абаимов, Бондарев, 1995).
При реализации такого дифференцированного подхода к категории собственно притундровых лесов правомерно было бы отнести лишь полосу лесов и редколесий шириной 5-10 км, непосредственно примыкающую к тундровым сообществам. Но в этих лесных экосистемах потребуется нормативно полностью исключить пользование древесиной (кроме уборки сухостоя) и выпас домашних северных оленей, а функции лесного хозяйства сосредоточить на охране лесов и редколесий от пожаров и государственном контроле за соблюдением устанавливаемого режима.
Цели выделения перечисленных ранее категорий защитности в лесах первой группы и их функции применительно к лесным экосистемам мерзлотной зоны в основном сходны с таковыми в типичных таежных лесах.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения, развитой сетью наземных путей транспорта, высоким уровнем хозяйственного освоения территории. Они выполняют водоохранные, защитные и иные функции, чаще всего имеют ограниченное эксплуатационное значение. Ко второй группе лесов относятся также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения и восстановления которых требуется ограничение режима лесопользования. В мерзлотной зоне при проведении лесоустройства леса второй группы не выделяются.
К лесам третьей группы, согласно Лесному кодексу РФ, относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Обычно они разделяются на освоенные и резервные. К резервным относят леса, которые не вовлечены в эксплуатацию по причине их удаленности от транспортных путей, отсутствия необходимых производственных мощностей, трудовых ресурсов и социальной инфраструктуры. Критерии отнесения лесов третьей группы к категории резервных определяются службой лесного хозяйства федерального уровня и вводятся при инвентаризации.
Общее представление о распределении лесов и редколесий криолитозоны по группам лесов дают следующие данные (табл.1.1). Они свидетельствуют, что в субъектах Российской Федерации, расположенных в мерзлотной зоне, по площади абсолютно преобладают леса третьей группы. Исключение составляет лишь Таймырский автономный округ, лесной фонд которого полностью отнесен к первой группе.
Таблица 1.1 — Распределение земель государственного лесного фонда регионов Крайнего Севера по группам лесов
(по: Лесной фонд России, 1995)
Субъект |
Общая |
В том числе, % |
Эксплуата- |
Резервные |
|
Российской |
площадь, |
леса I |
леса III |
ционные |
леса, % |
Федерации |
тыс. га |
группы |
группы |
леса, % |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
31481,8 |
39,0 |
61,0 |
43,6 |
56,4 |
Таймырский автономный округ |
10622,3 |
100,0 |
- |
2,3 |
97,7 |
Эвенкийский автономный округ |
52310,4 |
18,9 |
81,1 |
7,1 |
92,9 |
Республика Саха (Якутия) |
220685,3 |
10,6 |
89,4 |
20,8 |
79,2 |
Магаданская область |
44076,4 |
5,0 |
95,0 |
1,0 |
99,0 |
Чукотский автономный округ |
26126,3 |
0,4 |
99,6 |
0,2 |
99,8 |
По другим административным регионам на долю лесов третьей группы приходится от 61 до 99,6%. К категории резервных лесов здесь отнесено от 56,4 до 99,8%, что иллюстрирует крайне низкую эколого-экономическую доступность и освоенность лесных ресурсов мерзлотной зоны. Леса второй группы, как отмечалось, в пределах этого региона не выделяются.
При отнесении земель лесного фонда к группам лесов и категориям защитности одновременно определяются их границы. В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования в зависимости от их природоохранных, экологических и социальных функций.