История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века — Футуризм
- История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века
- Генрих фон Офтердинген
- Генрих фон Клейст
- Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Кавалер Глюк
- Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века
- Эстетика романтизма
- Поэтика реалистического искусства
- Периодизация реализма
- Английский романтизм
- Образы и идеи У. Блейка
- Поэзия лейкистов: основные темы и жанры
- Эстетические воззрения и творчество Шелли
- Творчество Д.Г. Байрона: основные проблемы и образы
- Паломничество Чайльд Гарольда
- Лирика Байрона: проблемы и поэтика
- Восточные поэмы Байрона
- Дон Жуан: переосмысление прежних проблем и образов
- Творчество Вальтера Скотта
- XX век — новая культурная реальность
- Философские концепции эпохи
- Литературные измы
- Модерн
- Авангардистские течения модернистов
- Футуризм
- Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в
Футуризм зародился в Италии в 10-20 гг. XX в. (1909 — появляется «Манифест итальянского футуризма» Маринетти Ф.).
Стилистические черты — разрушение живого языка, передача взаимопроникновения объемов, трактовка человека, как подобие машины, абсолютизация динамики и силы.
Во главу утла ставили разрыв с традиционной культурой (академической и салонной). Искали новые формы отображения машинного мира (безличного, динамичного). Основное отличие русского футуризма (возникшего одновременно) — меньшая степень агрессивности, т.к. не призывали войной очищать человечество от консервативных вкусов и традиций. Второе отличие — течения русского футуризма: кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых), эгофутуризм (И. Северянин), «центрифуга» (Б.Пастернак). К 1920 г. — устаревает, уступая место в живописи абстракционизму (Малевич). Современные модификации — поп-арт и кинетическое искусство.
Сюрреализм — (фр. — «сверхреализм»). Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя». Луи Арагон, Поль Элюар, Антонэн Арто «Театр и его двойники», Филип Супо, Раймон Кено, Мишель Лэйрис «Возраст мужчины», Роте Кайуа «Самка богомола»
Философские основы направления — интуитивизм, восточные религиозные учения, фрейдизм. Стилистические черты — приемы алогичности, парадокс, соединение несоединимого. Основа метода –выражение любым способом реального функционирования мысли, вне всякого контроля со стороны разума, эстетических и нравственных соображений, «освобождение от морали», провозглашенное Андре Бретоном («Манифест сюрреализма»). Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа, должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, т.е. в вечное.
Образ в сюрреализме — это результат сближения максимально удаленных реальностей, что создает впечатление непроизвольности, случайности его возникновения (ассоциативное письмо).
Сюрреалисты стремятся встать над формой, уничтожить ее. Шаг за пределы искусства. Искусство умирает, когда мир просыпается. Главное не слово. Шаг за пределы слова. Художник — творец. Работа разума в широком смысле слова. Выход из человеческого.
Автоматическое письмо (Бретон, Супо) — главный метод сюрреалистов. Сюрреалисты освобождают язык от долга «означать». Освобождение означающ. от означаемого. Сюррелистический язык — язык наслаждения. Невиданные формы реальности. Реальность такая — как мы ее произнесем. Задача сюрреалиста: заново проговорить. Язык бессознательного. На основании желаний нельзя строить реальность. Фантазия, воображение не главное в жизни, обуздать реализмом. Романтики — в жизни главное воображение. Пафос воображения в повседневной жизни.
Культура вытесняет на переферию воображение, фантазию, «либидо». Сюрреализм пытается вернуть целостность. На бумаге — все слова и образы, пришедшие в голову, без обработки. Разум не успел их обработать. Текст тела, не разума. Разум не успевает зафиксировать отрешенное. Реальность создается с помощью символов, взятых из области подсознательного.
Способ творчества — безотборочная фиксация всего, что приходит в голову (автоматическое письмо).
Наилучшие условия творчества — состояние предельной раскрепощенности (дремота, опьянение).
П. Элюар «Поверь на слово» (1930).
Бывает пламя -
Прозорливее, чем руки, что накручивают кошмары
На колесо памяти.
Солнце завоевываешь чарами
У любви отчетливый вкус стекла
Это коралл, что подымается из моря
Это выветрившийся аромат, что возвращается е пес
Это прозрачность, что расплачивается рубином на ногтях
Это все то же лицо
Губы, нежно приоткрытые
С этой стороны стены
С другой точно острие копья.
Сюрреалисты смотрят на все иными глазами. Люди видят человеческое, не видят сущности и энергии. Сюрреалисты хотят уничтожить человека этического, человека Ренессанса. Выход за пределы антропоцентризма. Разум и зрение разводятся. Гуманисты без стереотипов. Скандальное — как жест, повод выйти за переделы себя.
Жорж Батай — «История глаза». Глаз отождествляется с божественным разумом. Посмотреть на мир взглядом животного.
С того момента, когда идея абсурдного Мира нашла подтверждение в абсурде социальном (разгул насилия), в искусстве воцарился пафос тотального отрицания, даже самоотрицания, что проявилось в направлении дадаизм (дада — 1.фр. «лошадка»; 2.слово из детского языка, ничего не означающее) — крайнее течение сюрреализма. Зародился в США и Швейцарии в 1915-1916 гг. (известный представитель — Тристан Тцapa).
Весь смысл своей деятельности видели в протесте против всего, в разрушении и уничтожении. Утверждали, что, став выражением воцарившегося В ЖИЗНИ абсурда, искусство само превратилось в нелепость. Например, давали такие способы сочинения стихов: «Возьмите газету и ножницы. Подберите в газете статью такой длины, какой будет ваше стихотворение. Разрежьте статью на отдельные слова и ссыпьте их в мешок. Тихонько помешайте. Извлекайте слова в любом порядке приставляйте одно к другому». Дадаисты увлекались подобными играми со словом. Но здесь еще содержится описание художественных приемов: расчленение реальности на части, монтаж (т.е. произвольное соединение фрагментов), техника коллажа.
Стилистические черты дадаизма — эпатаж, спонтанность творчества, ирония над тиражированием достижений MXК (Тристан Тцара «Песенка Дада»).