История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века — Литературные измы
- История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века
- Генрих фон Офтердинген
- Генрих фон Клейст
- Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Кавалер Глюк
- Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века
- Эстетика романтизма
- Поэтика реалистического искусства
- Периодизация реализма
- Английский романтизм
- Образы и идеи У. Блейка
- Поэзия лейкистов: основные темы и жанры
- Эстетические воззрения и творчество Шелли
- Творчество Д.Г. Байрона: основные проблемы и образы
- Паломничество Чайльд Гарольда
- Лирика Байрона: проблемы и поэтика
- Восточные поэмы Байрона
- Дон Жуан: переосмысление прежних проблем и образов
- Творчество Вальтера Скотта
- XX век — новая культурная реальность
- Философские концепции эпохи
- Литературные измы
- Модерн
- Авангардистские течения модернистов
- Футуризм
- Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в
Литературные «- измы»
Символизм — крупнейшее течение в декадансе, зародился в 1860-х г. и развивался до 1910-х гг. Его философской основой стало учение Платона о «мире идей и мире вещей», противопоставленных друг другу. Первый –истинный, вечный, независимый от пространства и времени; второй — материальный — отражение первого.
Объективно, символизм — отрицание теории позитивизма и его художественного преломления — натурализма.
Задача искусства в символизме — выражение духовного и душевного через символ, который приходит вместо образа, становится многозначным. Ценится образное слово, которое вобрало неисчерпаемую информацию о Вселенной.
Произведение становится многоплановым с глубоким подтекстом («Незнакомка» А. Блока). В 1886 — появляется «Манифест символизма» (Морене,), в котором дана установка на избранность «высокого искусства». В русской литературе символизм обретает популярность с середины 1890-х гг., но в отличие от европейского символизма тезис «искусства для искусства» не был принят (А. Блок).
Постижение смысла бытия и душевного состояния индивидуума возможно путем суггестии (от лат — «внушение»), поэтому произведение предназначено для того, чтобы навеять определенное настроение. На грани символизма и импрессионизма работал П. Верлен.
На рубеже веков именно в творчестве импрессионистов и символистов появляется верлибр («свободный стих»). Символистами высказана и осуществлена мысль о синтезесловесного, музыкального и живописного искусств (Сонет А. Рембо «Гласные»).
Импрессионизм (фр. — «впечатление») — второе по значимости и по популярности направление в литературе декаданса. Зародился во французской живописи. В 1874 состоялась выставка Мане, Моне, Ренуара, которые признавали основным принципом «Видеть, чувствовать и выражать — в этом все искусство». Они стремились передать изменчивость, зыбкость мира, выраженную в размытости линий от зноя или дождя («Руанский собор в полдень» К. Моне, «Река Темза в Лондоне»); передать неожиданность взгляда — в необычных ракурсах, фрагментарности композиции. Отсутствовала кастовость (героини Ренуара — из народа).
В литературе первоначально обращалось внимание на выразительную силу слова. В дальнейшем импрессионизм превращается в особое видение мира — смутное и не определенно-субъективное (М. Пруст «В поисках утраченного времени»)
Верлен привнес в поэзию наработки пленэрной живописи, (это нечеткие очертания, приглушенные тона, непрочность и неустойчивость бытия).
Неоромантизм — направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Характерные черты; неприятие действительности, сильная личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д.
Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р.Л. Стивенсона (теоретик направления), Р. Киплинга, А.К. Дойла, Э.Л. Войнич — в некоторых произведениях Р. Родлана. В русской литературе представителями неоромантизма отчасти можно считать Л. Андреева, К. Бальмонта, З. Гиппиус. Наивысший период расцвета — 90-е г. XIX в.
Эстетизм — его появление было обусловлено наступлением цивилизацией на «естественное состояние человека». Наиболее ярко это проявилось в творчестве Оскара Уайльда. Сторонники эстетизма проповедовали примат искусства над жизнью. Провозгласили культ прекрасного. Говорили о свободе творчества и независимости художника от религиозных и моральных догм (и как следствие-игнорирование толпы)
Реализм — получил дальнейшее развитие. Не стоял в стороне от эстетических исканий, взаимодействовал с другими методами. Обогащается в жанровом и стилевом отношении, расширяется круг тем. Изменились ориентиры: на смену социально-бытовой проблематике приходит философско-интеллектуальная и духовно-личностная.
Наряду с жизнеподобием (основной принцип реализма в XIX в.) существенную роль начинает играть условность (творчество А. Франса, Б. Шоу, Г. Уэллса). Обобщенно-символический способ изображения сосуществует наряду с конкретно-эмпирическим. Большое место занимают масштабные полотна («Ругон-Маккары» Э. Золя, «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси). Многообразны романные формы:
* Социально-психологический (Т. Манн, Г. Мопассан, Р. Роллан)
* Исторический (А. Франс, М. Твен)
* Социально-политический (Т. Драйзер)
* Научно-фантастический (Г. Уэллс)
* Сатирический (Т. Манн)