История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века — Модерн
- История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века
- Генрих фон Офтердинген
- Генрих фон Клейст
- Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Кавалер Глюк
- Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века
- Эстетика романтизма
- Поэтика реалистического искусства
- Периодизация реализма
- Английский романтизм
- Образы и идеи У. Блейка
- Поэзия лейкистов: основные темы и жанры
- Эстетические воззрения и творчество Шелли
- Творчество Д.Г. Байрона: основные проблемы и образы
- Паломничество Чайльд Гарольда
- Лирика Байрона: проблемы и поэтика
- Восточные поэмы Байрона
- Дон Жуан: переосмысление прежних проблем и образов
- Творчество Вальтера Скотта
- XX век — новая культурная реальность
- Философские концепции эпохи
- Литературные измы
- Модерн
- Авангардистские течения модернистов
- Футуризм
- Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в
Модерн (как стиль, но не направление!) начал складываться в искусстве 90 г. XIX в. Другие названия — артнуво, югендстиль. Одновременно вычурный и изысканный, он вобрал в себя все художественные противоречия эпохи. Развивался, отталкиваясь от импрессионизма и символизма, но интерпретировал человека, исходя из своих художественных задач. Ярко воплотился в ДПИ, архитектуре, живописи.
Основная стилистическая черта — сочетание реального и условного, но эта условность наполняет искусство новым содержанием. Фигуры, предметы превращаются в некие пластические символы, почти зримые, чувственно понятными. Образы — неожиданны и причудливы. Не социальное, а условное, фантастическое получает четкое выражение. Содержательность уходит на второй план.
Модерн по-новому конструировал окружающее бытие. Конструирование действительности выводило модерн к мифотворчеству. Мифологизация действительности стала важнейшей особенностью этого искусства. Она проявлялась в разных формах:
* Прямое обращение к традиционным мифологическим сюжетам
* Нарочитая стилизация образов и приемов
* Использование элементов мифологической поэтики
* Создание собственных мифологем, мифомоделей(когда синтезируются архаика и современность, что давало новый образ реальности).
Как художественно-эстетическая система модернизм сложился в 20-е г. XX в. он отражал духовный кризис эпохи, противоречия массового и индивидуального сознания. Объединяет множество самостоятельных идейно-художественных течений и направлений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, и др.). Каждое из них обладает стилевой и идейной спецификой, но вместе с тем обладает принципиальной философско-мировоззренческой общностью.
Модернизм как тип мироощущения был подготовлен декадансом. Ощущая дисгармонию мира, отчуждение личности, несвободу и нестабильность художника в мире капитала, модернизм отрицает при этом возможности предшествующей культуры противостоять силам разрушения, выразить свое к ним отношение. Отсюда резкий антитрадиционализм, приобретающий нередко эпатирующий, экстравагантный характер.
Мир в декорациях модернистов — жестокий и абсурдный, противоречия и конфликты — неразрешимые и безысходные, человек — одинокий и обреченный, чьи поступки бессмысленны, а окружающие его обстоятельства — непреодолимые и враждебные. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных предчувствий, сознание непознаваемости, неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный настрой произведений в литературе (Ф. Кафка, Д. Джонс, А. Камю). Этот настрой отражал трагедию отчуждения личности, разбросанности сознание крушения гуманизма, исторического тупика или движения по замкнутому кругу. Даже те произведения, где доминируют светлые эмоции (М. Пруст, Т. Эллиот), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой обществом, миром вещей. Перечисленные общие тенденции для различных направлений не исключают разнообразия их стилевых поисков. Стилевое новаторство становится самоцелью, поэтому нередким становится явление смены стилей в творчестве 1 автора (как например у Д. Джойса). Художественные открытия модернизма — поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж.
Одним из авторитетных течений модернизма до середины 1950-х гг. оставался экзистенционализм. Как литературное направление возникает в 1920-1920-х гг. во Франции. Распространению идей способствовало практическое их воплощение в творчестве Ж.-П. Сартра, А. Камю. Жизнь человека в представлении экзистенциалистов — бегство от смерти и повседневности. Основные состояния (экзистенции) — страх, муки совести, одиночество. Постигнув эти состояния, человек обретает свободу (вплоть до суицида, который рассматривается как акт свободы, в частности, освобождение от страха смерти и за который человек отвечает только перед собой, так как бога нет). Основная мысль позднего экзистенциализма — об ответственности индивида (а не Господа) за свои поступки, за все происходящее в мире.