История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века — Философские концепции эпохи
- История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века
- Генрих фон Офтердинген
- Генрих фон Клейст
- Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Кавалер Глюк
- Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века
- Эстетика романтизма
- Поэтика реалистического искусства
- Периодизация реализма
- Английский романтизм
- Образы и идеи У. Блейка
- Поэзия лейкистов: основные темы и жанры
- Эстетические воззрения и творчество Шелли
- Творчество Д.Г. Байрона: основные проблемы и образы
- Паломничество Чайльд Гарольда
- Лирика Байрона: проблемы и поэтика
- Восточные поэмы Байрона
- Дон Жуан: переосмысление прежних проблем и образов
- Творчество Вальтера Скотта
- XX век — новая культурная реальность
- Философские концепции эпохи
- Литературные измы
- Модерн
- Авангардистские течения модернистов
- Футуризм
- Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в
Философские концепции эпохи — один из ключей к пониманию литературы изучаемой эпохи рубежа веков.
Создалась и иная ситуация в попытках человека познать мир. Начинаются многие исследования, из которых возникает наука в современном представлении, появляются психология, лингвистика, социология. Общие науки начинают делиться на частные, и эти частные науки при помощи экспериментов достигают неожиданных результатов: строится модель атома, создается квантовая теория, пересматривается теория Ньютона, фундаментальные законы физики. Люди постигают главное, они понимают, что материя может куда-то исчезнуть, картина мира, которая сложилась в их представлениях, размывается, поэтому происходят существенные сдвиги и в философии. Это проявляется в отказе от рационализма и позитивизма, которые доминировали во второй половине 19 века и которые породили литературу критического реализма и натурализма.
Становятся популярными иные принципы, происходит возрождение идеализма, причем не объективного идеализма Гегеля, Шлегеля и Шеллинга, а субъективного, который все меряет личностью, причем это не идеализм 18 века, не идеализм Беркли, который был продуктом все же рационального мышления. Этот новый субъективный идеализм прошел школу позитивизма, он лишен диалектики как, например, идеализм Нищие.
Философы этого направления исходят из концепции иррационального познания бытия. Шопенгауэр, например, утверждал, что при познании мира разум нам мешает, бытие иррационально, это нельзя познавать при помощи рационального, познание может быть только иррациональным. Из этих концепций выросла философия Анри Бергсона, философия "интуитивизма". Согласно этой концепции не разум, а интуиция является единственной основой для познания единой, живой вселенной. Кроме того, рождается философия экзистенциализма, концепция бытия как абсурда, согласно которой бытие вообще не подлежит познанию, оно абсурд и хаос.
Прежде всего следует отметить труды А. Шопенгауэра (Германия), который полагал, что мир это стихийная мятежная воля. Приблизиться к познанию этого мира может лишь тот, в КОМ эстетическая интуиция преобладает над рассудочным началом, т.е. художник.
Ф. Ницше (учение которого стало духовной доминантой начала XX в.) сказал об этом времени: «Бог умер, а вместе с ним умерло представление о человеке самоценном, несущем в себе божью искру». В противовес этому человеку Ницше проповедовал культ сильной личности, способной противостоять обывательской трусости, технократическому вырождению. Наиболее известные его философемы (концептуальные метафоры) сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение. (В 25 лет профессор в Базеле. Интересен как аналитик надвигающегося кризиса: Уже давно европейская культура с мучительным напряжением движется к катастрофе, подобно потоку, которыйый стремится к концу не в силах опомниться, ибо он боится опомниться)
Переосмысление ценностей, объединение мира под властью
сверхчеловека — работа «Так говорил Заратустра» (1883):
* Борьба с рабской моралью (христианство) и стадным инстинктом (гуманизм, демократия и т.д.).
* Стремление к новой культуре, которая может возникнуть там, где есть каста насильственного труда и каста труда свободного.
* Ключ к новому будущему — воля к власти
В попытке найти идею, которая могла бы объединить мир, О. Шпенглер обращается к античности. В работе «Закат Европы» (1918-1922) переосмысливает ее, противопоставляет «фаустовской эпохе». В античности подчеркивалась сосредоточенность на текущем дне, зависимость человека от рока. Понимаемая так эпоха стала точкой для утверждения преимущества статики перед движением, созерцания перед активностью. В покое, неподвижности виделась опора среди бурь современности
А. Бергсон (Франция) создал учение об интуиции, как основном способе познания жизни.
З. Фрейд (Австрия) — теоретик психоанализа. Его теория открыла новый подход к религии, мифологии, эстетике, литературе.
Философской основой модернизма стали идеи интуитивиста Бергсона, теория бессознательного Юнга, экзистенциализм Хайдеггера, игровая мифологема Хейзинга.
Карл Юнг (Швейцария) — психолог, реформатор психоанализа Фрейда. Взгляды характеризуются десексуализацией представлений о художественном творчестве. В отличие от Фрейда считал, что сексуальные желания имеют значение для художника только как для человека, а не как творца создающего шедевры. Источник художественного вдохновения видел в «коллективном бессознательном», в архетипе который представляет собой зафиксированные в структуре внутреннего мира человека память чел-го прошлого и опыт, передаваемые из поколение в поколение.
Т.о., сущность любого художественного произведения — не в выражении индивидуальности творца, а в выражении духа всего человечества (Джойс, Элиот).
Хайдеггер Мартин (Германия) — философ-экзистенциалист. Экзистенциалисты ставят вопрос о смысле бытия, которое рассматривает сквозь призму бытия человека, открывающиеся ему в силу его смертности. Отсюда — на первом плане человеческого существования — страх, забота, отчаяние.
Язык — изначальная характеристика человеческого существования. Метод постижения языка, следовательно, и человека, по Хайдеггеру –герменевтика (теория интерпретации текста, универсальный метод.
Функция — постичь произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности.)
Шпенглер Освальд (Германия) рассматривает личность как исторически конкретное выражение культуры. Общечеловеческую культуру раскапывает на ряд замкнутых культур. Своя культура задает человеку единственно возможный дня него способ проживания жизни. Постичь иную культуру можно с помощью интуиции, переживая эту культуру.
Основная мысль — о кризисном самосознании культуры: т.к. творческие возможности человека определяются содержанием культуры (исторически-биологической фазой эволюции), то в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области искусства.
Хейзинга Йохан (Нидерланды). Особое значение в возникновении и развитии культуры придавал игре, особенно для тех эпох, где поэзия включена в контекст жизни общества. Искусство рассматривается как игра в жизнь и как познавательная модель жизни, потому что связывает их воедино, допуская различные пропорции. Как игра, искусство рождает удовольствие от самого его процесса.