История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века — Авангардистские течения модернистов
- История мировой литературы и искусства: романтизм и реализм, литература I половины XX века
- Генрих фон Офтердинген
- Генрих фон Клейст
- Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Кавалер Глюк
- Романтизм и реализм как основные течения искусства и литературы 19 века
- Эстетика романтизма
- Поэтика реалистического искусства
- Периодизация реализма
- Английский романтизм
- Образы и идеи У. Блейка
- Поэзия лейкистов: основные темы и жанры
- Эстетические воззрения и творчество Шелли
- Творчество Д.Г. Байрона: основные проблемы и образы
- Паломничество Чайльд Гарольда
- Лирика Байрона: проблемы и поэтика
- Восточные поэмы Байрона
- Дон Жуан: переосмысление прежних проблем и образов
- Творчество Вальтера Скотта
- XX век — новая культурная реальность
- Философские концепции эпохи
- Литературные измы
- Модерн
- Авангардистские течения модернистов
- Футуризм
- Общая характеристика литературного процесса рубежа веков и I пол XX в
Авангардистские течения модернистов имеют со своими предшественниками ряд различиев, кроме когда авангардизм в большей степени порывает с традицией. Главное отличие авангарда от реализма и от декаданса — в отрицании принципов правдоподобие подражание гарантированной достоверности происходящего в произведении, соотнесенности его с известной всем реальностью.
Авангардистов не устраивало в произведении наличие 3-х обязательных элементов: среды, характера, действия. Они задались вопросом: имеет ли смысл искусство, которое только фиксирует то, что мы привыкли видеть.
Новый духовный и культурный контекст потребовал нового типа художественного восприятия действительности, когда задача художника — не запечатление объективной действительности, а отношение с этой действительность», наряду с созданием субъективного искусства.
Согласно авангардистским концепциям, мир — не нечто заданное раз и навсегда; сколько художников — столько и художественных миров. Восприятие читателя интенсифицируется, он не просто сопереживает, но и является соавтором. Если он таким не окажется, тогда он не будет в состоянии понять, о чем идет речь.
Одно из направлений европейского искусства 10-20гг. XX в. экспрессионизм — (фр. «выражение, выразительность»). Экспрессионизм входит в европейскую культуру (1910-е гг.) из немецкой живописи (объединения «Мост» (Дрезден, 1905), «Синий всадник» (Берлин, 1911), наиболее известный художник Кандинский), оставшись в литературе (Г. Тракль, Ф. Кафка), музыке (А. Скрябин, И. Стравинский), театре (ранний Б. Брехт).
Экспрессионизм вырос как полемичное с импрессионизмом направление: свойственная Э. энергия и страстность, драматичность, мрачность, пристрастие к сознательному варваризму красок (в отличие от расплывчатых линий, светлых пятен, легкости импрессионизма). Философские основы — интуитивизм (воспринимать глир вне анализа, сразу и целиком), феноменология (идеи абстрагирования, обнажения идеальных сущностей- феноменов). Как направление, экспрессионизм счел себя в ответе за действительность. Писатели признавали единственно-важным — судьбу человеческого, в бесчеловечном мире.
Главная фигура — маленький человек, затерянный в огромном мире — контрастном, гротесковом, бредовом, в беспокойном движении, в столкновении сил, враждебных человеку. Отсюда — склонность к абсурду, созданию образов-символов, притчевость (произведения Ф. Кафки).
Основная задача экспрессионистов — выразить крик души, это искусство протеста, выразившегося в теме бунта против «отцов». В противовес сюрреализму («общее — только бессознательное»), хотели найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Пытались обнаружить главное, скрытое за деталями, частностями, полутонами. Этим объясняется тяготение в абстракции. Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, взвинченность интонации, сознательная реформация действительности:
Якоб Годдис «Конец света» (1911)
Слетает шляпа с головы буржуя.
Крик в воздухе сковал безликий страх.
Треск падающих крыш. И слышно — негодуя.
Вздувается вода в размытых берегах.
Уж буря здесь. Плотин крутые груди
Штурмуют дикие моря ордой валов.
И насморком застигнутые люди,
И гулкий грохот рухнувших мостов.
В позднем экспрессионизме распространена ситуация превращения. Ведущий жанр — публицистическая (социальная) драма («драма крика»). Основные ее черты:
• Отстраненность от конкретных событий в Германии. Девиз: «Время –сегодня. Место — мир»
• Отрицание психологизма. Характер — это из повседневности. Человек интересовал экспрессионистов в момент наивысшего напряжения духовных сил, когда спадает шелуха обыденности
• Впечатляющие массовые сцены, призванные передать объединяющий порыв
• Диалог вытесняется монологом, либо особой формой — обмен
непрекращающимися репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга.
• Актер не стремится к правдоподобию. Смысл игры — в агитации (происходит разрушение театральной иллюзии)
• Сюжет может представлять собой либо упорное повторение одинаковой ситуации, (призванное эмоционально воздействовать на зрителя, нагнетая пафос), либо отсутствовать, что отражает убеждение в невозможности «закрыть проблему»
• Конфликт не был конфликтом идей. Истиной заведомо обладала одна сторона. Конфликт — в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности, высокого духа и косности.
В Берлине был основан экспериментальный театр «Трибюне», приспособленный для постановки экспериментальной драмы. Один из известных драматургов своего времени Кайзер (более 70 пьес). Основные темы — страдание и протест. Руководствуясь девизом «Существует только одна задача — это обновление человека», Кайзер создавал пьесы — головоломки.
«Граждане Кале» (1913). Новая трактовка эпизода Столетней войны. Несколько граждан (7) принесут ключи от города и погибнут, а остальным английский король дарует жизнь. 7 добровольцев. Начинается головоломка: показывает, как начинают колебаться люди, узнав, что одному жребий дарует жизнь. Эсташ де Сен Пьер, вызвавшийся первым, откладывает решение. Утром, проверив себя, должны явиться. Эсташ покончил с собой, чтоб жертва других оставалась чистой. Здесь показан высоконравственный новый человек, о котором говорит Кайзер, и который станет условием и средством общественных преобразований. Действие раскрывается через диалог и речи-монологи персонажей, патетичность, лаконизм языка драмы.