История цивилизаций (Часть 1)

Таблица «одновременных» эпох искусства

 

ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ

ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ

Эпоха тинитов

2830-2600

Стимул: шумерское

(переднеазиатское)

влияние

Микенская эпоха

1600-1100

позднеегипетское (минойское),

поздневавилонское (малоазиатское) влияние

Персидско-селеквидская эпоха

500-0

позднеантичное (эллинистическое), позднеиндийское (индо-иранское?) влияние

Меровинго-каролингская эпоха

500-900

«позднеарабское»

(мавританско-византийское) влияние

КУЛЬТУРА

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ («ПРИМИТИВЫ»)

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

2600-2200

ДОРИКА

1100-650

РАННЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ

(сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские, «позднеантичные», «древнехристианские» формы)

0-500

ГОТИКА

900-1500

1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ

4-5-я династии: 2550-2320

Геометрический храмовый стиль

Пирамидный храм

Ряды растительных колонн

Ряды плоскостных рельефов

Могильные статуи

XI-IX вв.

Деревянная архитектура

Дорическая колонна

Архитрав

Геометрический (дипилоновый) стиль

Могильные вазы

I-III вв.

Культовые интерьеры

Базилика, купольная постройка

(Пантеон как мечеть),

арки на колоннах,

вьющийся узор, заполняющий плоскость

Саркофаги

XI-XIII вв.

Романтика и ранняя готика

Сводчатые соборы

Система распорок, оконная роспись, кафедр. пластика

2. ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

6-я династия: 2320-2200

Угасание стиля пирамид и эпико-идиллического

рельефа

Расцвет архаической изобразит. пластики

VIII-VII вв.

Конец высокоархаического дорическо-этрусского стиля

Протокоринфская древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись

IV-V вв.

Конец образных персидско-сирийско-коптских искусств

Подъем мозаичной живописи и арабески

XIV-XV вв.

Поздняя готика и Ренессанс.

Расцвет и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко).

Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка до Гольбейна.

Контрапункт и масляная живопись

II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ-СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ («ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА»)

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

2040-1790

ИОНИКА

650-350

ПОЗДНЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ

(персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские формы) 500-800

БАРОККО

1500-1800

3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

11-я династия: 2130-1990

Хрупкое и значительное, почти бесследно исчезнувшее искусство

Завершение храмового тела (периптер, каменная постройка).

Ионическая колонна

Господство фресковой живописи до Полигнота (460)

Расцвет свободной объемной пластики («Аполлон Тенейский» до Агелда)

Завершение пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София)

Расцвет мозаичной живописи

Завершение коврового стиля арабески (Мшатта)

Живописный зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (1680)

Господство масляной живописи от Тициана до Рембрандта (1669)

Расцвет музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (1672)

4. ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ

12-я династия: 1900-1790

Пилоновые храмы, лабиринт

Характерные статуи

Исторические рельефы

Расцвет Афин 480-350

Акрополь

Господство классич. пластики от Мирона до Фидия

Конец строгой фресковой и вазовой росписи (Зевксис)

Эпоха Омейядов VII-VIII вв.

Полная победа безобразного искусства арабески над архитектурой

Рококо

Музыкальный зодческий стиль («рококо»)

Господство классич. музыки от Баха до Моцарта.

Конец класс. масл. живописи от Ватто до Гойи

5. УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА»

Неразбериха ок. 1700

Ничего не сохранилось

Эпоха Александра

Коринфская колонна

Лисипп и Апеллес

Гарун-аль-Рашид (ок. 800)

«Мавританское искусство»

Ампир и бидермейер

Классицистич. архаич. вкус

Бетховен, Делакруа

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. «ИСКУССТВО МОДЕРН». «ПРОБЛЕМЫ» ИСКУССТВА. ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА

Эпоха гиксосов: 1675-1550

(см. выше табл. I)

Сохранилось лишь на Крите: минойское искусство

Эллинизм

Пергам. искусство

(театральность)

Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные)

Роскошная архитектура городов эпохи диадохов

Династии султанов IX-X вв.

Расцвет испанско-сицилийского искусства

Самарра

XIX-XX вв.

Лист, Берлиоз, Вагнер

Импрессионизм от Констебля до Лейбля и Мане

Американская архитектура

2. КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ, НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ

18-я династия: 1550-1328

Пещерный храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны

Римская эпоха 100 доР.Х. — 100 после Р.Х.

Нагромождение трех ордеров

Форумы, театр (Колизей) Триумфальная арка

Эпоха сельджуков после 1050

«Искусство Востока» во время крестовых походов

С 2000

3. ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

19-я династия: 1328-1195

Гигантские постройки Луксора, Карнака и Абидоса

Искусство малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие)

От Траяна до Аврелиана

Гигантские форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны

Искусство римских провинций (керамика, статуи, оружие)

Эпоха монголов с 1250

Гигантские постройки, напр. в Индии

Восточное прикладное искусство (ковры, оружие, утварь)

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 1)