История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
ЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА |
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА |
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА |
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА |
ГЛУБОКАЯ ДРЕВНОСТЬ |
|||
ХАОС ПЕРВОЗДАННЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. МИСТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И НАИВНАЯ ИМИТАЦИЯ |
|||
Эпоха тинитов 2830-2600 Стимул: шумерское (переднеазиатское) влияние |
Микенская эпоха 1600-1100 позднеегипетское (минойское), поздневавилонское (малоазиатское) влияние |
Персидско-селеквидская эпоха 500-0 позднеантичное (эллинистическое), позднеиндийское (индо-иранское?) влияние |
Меровинго-каролингская эпоха 500-900 «позднеарабское» (мавританско-византийское) влияние |
КУЛЬТУРА |
|||
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ СТИЛЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЕ ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ. ЯЗЫК ФОРМ ГЛУБОЧАЙШЕЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ |
|||
I. РАННЯЯ ЭПОХА: ОРНАМЕНТ И АРХИТЕКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЮНОГО МИРОЧУВСТВОВАНИЯ («ПРИМИТИВЫ») |
|||
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО 2600-2200 |
ДОРИКА 1100-650 |
РАННЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ (сасанидские, византийские, армянские, сирийские, сабейские, «позднеантичные», «древнехристианские» формы) 0-500 |
ГОТИКА 900-1500 |
1. РОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ. ВЫРАСТАЮЩИЕ ИЗ ДУХА ЛАНДШАФТА, БЕССОЗНАТЕЛЬНО СОТВОРЕННЫЕ ФОРМЫ |
|||
4-5-я династии: 2550-2320 Геометрический храмовый стиль Пирамидный храм Ряды растительных колонн Ряды плоскостных рельефов Могильные статуи |
XI-IX вв. Деревянная архитектура Дорическая колонна Архитрав Геометрический (дипилоновый) стиль Могильные вазы |
I-III вв. Культовые интерьеры Базилика, купольная постройка (Пантеон как мечеть), арки на колоннах, вьющийся узор, заполняющий плоскость Саркофаги |
XI-XIII вв. Романтика и ранняя готика Сводчатые соборы Система распорок, оконная роспись, кафедр. пластика |
2. ЗАВЕРШЕНИЕ РАННЕГО ЯЗЫКА ФОРМ. ИСЧЕРПАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ |
|||
6-я династия: 2320-2200 Угасание стиля пирамид и эпико-идиллического рельефа Расцвет архаической изобразит. пластики |
VIII-VII вв. Конец высокоархаического дорическо-этрусского стиля Протокоринфская древнеаттическая (мифологич.) вазовая роспись |
IV-V вв. Конец образных персидско-сирийско-коптских искусств Подъем мозаичной живописи и арабески |
XIV-XV вв. Поздняя готика и Ренессанс. Расцвет и конец фрески и статуи: от Джотто (готика) до Микеланджело (барокко). Сиена, Нюрнберг. Готическое плоскостное изображение от Ван Эйка до Гольбейна. Контрапункт и масляная живопись |
II. ПОЗДНЯЯ ЭПОХА: ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППЫ УРБАНИСТИЧЕСКИ-СОЗНАТЕЛЬНЫХ, ИЗБРАННЫХ, НЕСОМЫХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ ИСКУССТВ («ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА») |
|||
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 2040-1790 |
ИОНИКА 650-350 |
ПОЗДНЕАРАБСКИЙ МИР ФОРМ (персидско-несторианские, византийско-армянские, исламско-мавританские формы) 500-800 |
БАРОККО 1500-1800 |
3. ВЫРАБОТКА ЗРЕЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ |
|||
11-я династия: 2130-1990 Хрупкое и значительное, почти бесследно исчезнувшее искусство |
Завершение храмового тела (периптер, каменная постройка). Ионическая колонна Господство фресковой живописи до Полигнота (460) Расцвет свободной объемной пластики («Аполлон Тенейский» до Агелда) |
Завершение пространства мечети (центральная купольная постройка, Св. София) Расцвет мозаичной живописи Завершение коврового стиля арабески (Мшатта) |
Живописный зодческий стиль от Микеланджело до Бернини (1680) Господство масляной живописи от Тициана до Рембрандта (1669) Расцвет музыки от Орландо ди Лассо до Генриха Шютца (1672) |
4. ВНЕШНЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ОДУХОТВОРЕННОГО ЯЗЫКА ФОРМ |
|||
12-я династия: 1900-1790 Пилоновые храмы, лабиринт Характерные статуи Исторические рельефы |
Расцвет Афин 480-350 Акрополь Господство классич. пластики от Мирона до Фидия Конец строгой фресковой и вазовой росписи (Зевксис) |
Эпоха Омейядов VII-VIII вв. Полная победа безобразного искусства арабески над архитектурой |
Рококо Музыкальный зодческий стиль («рококо») Господство классич. музыки от Баха до Моцарта. Конец класс. масл. живописи от Ватто до Гойи |
5. УГАСАНИЕ СТРОГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. РАЗЛОЖЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ. КОНЕЦ СТИЛЯ «КЛАССИЦИЗМ И РОМАНТИКА» |
|||
Неразбериха ок. 1700 Ничего не сохранилось |
Эпоха Александра Коринфская колонна Лисипп и Апеллес |
Гарун-аль-Рашид (ок. 800) «Мавританское искусство» |
Ампир и бидермейер Классицистич. архаич. вкус Бетховен, Делакруа |
ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
|||
СУЩЕСТВОВАНИЕ БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ. ИСКУССТВО МИРОВЫХ ГОРОДОВ КАК ПРИВЫЧКА, РОСКОШЬ, СПОРТ, СТРЕСС. БЫСТРО ИЗМЕНЧИВЫЕ МОДНЫЕ СТИЛИ (РЕАНИМАЦИИ, ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ЗАИМСТВОВАНИЯ), ЛИШЕННЫЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ |
|||
1. «ИСКУССТВО МОДЕРН». «ПРОБЛЕМЫ» ИСКУССТВА. ПОПЫТКИ ОЛИЦЕТВОРИТЬ И ПРОБУДИТЬ КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКИ, ЗОДЧЕСТВА И ЖИВОПИСИ В ГОЛЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИСКУССТВА |
|||
Эпоха гиксосов: 1675-1550 (см. выше табл. I) Сохранилось лишь на Крите: минойское искусство |
Эллинизм Пергам. искусство (театральность) Эллинистич. живописные манеры (Веристические, причудливые, субъективные) Роскошная архитектура городов эпохи диадохов |
Династии султанов IX-X вв. Расцвет испанско-сицилийского искусства Самарра |
XIX-XX вв. Лист, Берлиоз, Вагнер Импрессионизм от Констебля до Лейбля и Мане Американская архитектура |
2. КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ФОРМ ВООБЩЕ. БЕССМЫСЛЕННАЯ, ПУСТАЯ, ВЫМУЧЕННАЯ, НАГРОМОЖДЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ОРНАМЕНТИКА. ПОДРАЖАНИЕ АРХАИЧЕСКИМ И ЭКЗОТИЧЕСКИМ МОТИВАМ |
|||
18-я династия: 1550-1328 Пещерный храм в Дер-аль-Бахри. Колоссы Мемнона. Искусство Кносса и Амарны |
Римская эпоха 100 доР.Х. — 100 после Р.Х. Нагромождение трех ордеров Форумы, театр (Колизей) Триумфальная арка |
Эпоха сельджуков после 1050 «Искусство Востока» во время крестовых походов |
С 2000 |
3. ИСХОД. ВЫРАБОТКА СТАЦИОНАРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ФОРМ. РОСКОШЕСТВА ЦЕЗАРЕЙ С МАТЕРИАЛОМ И МАССОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО |
|||
19-я династия: 1328-1195 Гигантские постройки Луксора, Карнака и Абидоса Искусство малых форм (анималистическая пластика, ткани, оружие) |
От Траяна до Аврелиана Гигантские форумы, термы, колоннады, триумфальные колонны Искусство римских провинций (керамика, статуи, оружие) |
Эпоха монголов с 1250 Гигантские постройки, напр. в Индии Восточное прикладное искусство (ковры, оружие, утварь) |