История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
Постоянная борьба между шумерским югом и семитским севером привёл к победе семитского севера. Саргон I, основатель государства Аккада, подчиняет себе Шумер и объединяет под своей властью значительную часть Месопотамии. В это время была значительно расширена и усовершенствована ирригационная сеть. Объединение Шумера и Аккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. С целью укрепления торговли была установлена единая система мер и веса. В связи с развитием военного дела было организовано постоянное войско, состоявшее из 5400 воинов, которое стало ядром большой армии, находившейся в распоряжении аккадского царя и давшей ему возможность осуществить ряд крупных завоеваний.
При Нарам-Суэне, внуке Саргона, Аккад достиг своего наивысшего могущества. Подавив мятеж городов юга Месопотамии, недовольных возвышением Аккада, и тем укрепив свою власть в Месопотамии, он стал величать себя «могущественным богом Аккада» и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Он вёл много успешных завоевательных войн, одержав ряд побед над царём Элама, над племенами, жившими на территории современного Северо-западного Ирана, а также подчинил город-государство Мари, расположенное в среднем течении Евфрата, и распространил свою власть в Сирии.
При преемнике Нарам-Суэна начался распад державы Аккада. Новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с наседавшими с запада амореями и одновременно противостоять нашествию гутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, причиной которых были острые социальные конфликты. Невероятно увеличились размеры царского хозяйства, которое подчинило себе храмовое хозяйство и эксплуатировало труд безземельных и малоземельных аккадцев. Около 2170 г. до н.э. Месопотамия была завоёвана и разграблена племенами гутиев, живших в горах Загроса.
К 2109 г. до н.э. ополчение города Урука во главе со своим царём нанесло поражение гутиям и изгнало их из страны. Победив гутиев, претендовал на царствование над всем Шумером, однако вскоре владычество над южной Месопотамией перешло к городу Уру, где царская власть уже давно приняла деспотический характер. Царь был верховным судьёй, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Было создано сильное центральное управление. В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал вплоть до мелочей все аспекты хозяйственной жизни. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все уголки государства.
Изгнание гутиев, переход господства в Междуречье к царям Ура и объединение ими всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Центральное правительство особенно заботилось о содержании в порядке и расширении ирригационной сети. Особенного расцвета достигает крупное государственное хозяйство, которое к этому времени почти полностью поглотило храмовое хозяйство. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, которые либо совсем утеряли свои земельные наделы, либо сохранили лишь карликовые поля.
Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Ранее самостоятельные правители маленьких, почти независимых государств (патэси), превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных воле верховного властителя. Надписи говорят о том, что патэси были слабо связаны со своим городом и что царь их часто переводил из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, судебные финансово-податные функции и в своей деятельности был тесно связан с храмами, имея возможность пользоваться их хозяйственными ресурсами. Об усилении центральной власти говорит и появление древнейшего судебного кодекса, который устанавил нормы семейного права, наследования и усыновления, обеспечил регулирование многих вопросов, например, аренды, охраны фруктовых садов, ответственности пастуха за вверенный ему скот, а также наказания за укрывательство беглых рабов.
Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100-2042 гг. до н.э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра, завоёвывает Сирию. Так образуется большое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возродившее прежнюю мощь Аккада. Внешним выражением силы царей Ура являлся культ царя, ставший официальной религией.
Шульги, добившись своего обожествления, издал законы, свидетельствующие о разработанной судебной системе. В них, в частности, устанавливалось вознаграждение за привод беглого раба его хозяину. Предусматривалось также наказание за различные виды членовредительства. При этом в отличие от более поздних Законов Хаммурапи, Шульги не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип денежного возмещения пострадавшему. Законы Шульги являются древнейшими из пока известных правовых актов.
Господство Ура было недолговечным. В борьбе с нашествиями амореев, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно царство Ура всё больше ослабевало. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. После чего на развалинах Аккада образовались небольшие царства Исина и Ларсы.
Однако господство Ура не прошло бесследно для народов Передней Азии. Высокая и древняя шумерская культура оказала сильное влияние на культурное развитие этих народов. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведён на хеттский и хурритский языки. Шумеро-аккадским богам поклонялись в странах, населённых хурритами и хеттами. Памятники шумерского искусства получили распространение в Ассирии. Шумерское право оказало сильное влияние на развитие права в Вавилоне, в Ассирии, Малой Азии и Палестине. Таким образом, культурное наследство древних шумеров, благодаря распространению его аккацами, было в значительной степени воспринято народами Передней Азии.