История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
3. Цивилизационный подход к изучению истории
Цивилизационный подход в отличие от формационного не представляет собой единой концепции. В частности, современное обществознание не располагает даже единым определением понятия «цивилизация». Однако несмотря на то, что цивилизационный подход представлен разными научными школами и направлениями, использующими различные критерии в определении сущности цивилизации, этот подход в обобщенном виде может быть обозначен как концепция, интегрирующая в понятии цивилизации как единой саморазвивающейся системы все социальные и несоциальные компоненты исторического процесса, такие как, например:
- природно-географическая среда обитания;
- биологическая природа человека и психо-физиологические характеристики этносов;
- хозяйственно-производственная деятельность;
- социальная структура общества (касты, планы, сословия, классы) и возникающее в рамках нее социальное взаимодействие;
- институты власти и управления;
- сфера духовного производства, религиозные ценности, мировоззрение (менталитет);
- взаимодействие локальных сообществ и др.
В самом общем виде цивилизационный подход выступает как объяснительный принцип, логическая направленность которого противоположна той, что мы видим в формационном подходе. Если в структуре формаций, в соответствии с принципом экономического детерминизма, явления духовного порядка выводятся из экономического базиса, то в структуре цивилизации, наоборот, экономические характеристики общества могут выводится из его духовной сферы. Более того, одной из базовых основ цивилизации, предопределяющей все другие её характеристики, как правило, считается именно тип духовных ценностей и соответствующий ему тип личности (менталитет), которые, в свою очередь, предопределяются особенностями той или иной природно-географической среды.
Отцом цивилизационного подхода принято считать английского историка А. Тойнби (1889-1975). Однако в 1960-е гг. стали широко известны труды арабского историка и философа Ибн-Хальдуна (ок. 1332 — ок. 1402), который пришёл к гениальным выводам, на столетие предвосхитившим взгляды создателей теории цивилизации. Так, он утверждал, что цивилизация создается разделением труда между городом и деревней, торговлей, обменом, при этом развитие общества проходит через определённые исторические циклы; различие в образе жизни людей, обществ, он связывал, главным образом, с географической средой их обитания.
Во всём многообразии подходов к определению сущности и содержания понятия «цивилизация», используемых сегодня в науке, можно выделить два главных принципиально отличающихся друг от друга значения этого понятия:
а) цивилизация как стадиальное явление в мировой истории;
б) цивилизация как локальное (региональное) явление относительно человечества в целом.
Если первый подход (стадиально-цивилизационный) базируется на признании наличия общемировой цивилизации и, соответственно, единой для человечества глобальной истории как объекта научного изучения, то второй подход (локально-цивилизационный) связан с отрицанием общемировой цивилизации и мировой истории на основе утверждений о самодостаточном и самобытном характере развития замкнутых локальных цивилизаций.
Иногда принято считать, что первый подход, связанный с исследованием универсальных стадиальных закономерностей глобальной истории, совсем не учитывает региональные отличия, в то время как второй подход, напротив, ориентирует лишь на локальную специфику. Такое противопоставление двух подходов как сугубо интегрирующего и дифферинцирующего исторический процесс нельзя абсолютизировать. С одной стороны, любая предлагаемая в рамках первого подхода стадиальность мировой истории применительно к отдельным регионам может получать конкретно специфическое воплощение, поскольку хронологические рамки и исторические формы всемирноисторических явлений всегда будут различаться у разных стран и народов. С другой стороны, в рамках второго подхода создаются универсальные схемы, отражающие общие для всех цивилизаций стадиальные закономерности развития.