История цивилизаций (Часть 1)
- История цивилизаций (Часть 1)
- Тема 1 Основы курса
- 1.2. Формационный подход к изучению истории
- 1.3. Цивилизационный подход к изучению истории
- 1.4. Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода
- 1.5. Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода
- 1.6. Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
- Ключевые даты и основные понятия
- Таблица «одновременных» духовных эпох
- Таблица «одновременных» эпох искусства
- Таблица «одновременных» политических эпох
- Тема 2 Древний Египет
- ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- 2.2. Додинастический (IX-IV тыс. до н.э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. до н.э.)
- 2.3. Древнее царство (вторая половина III тыс. до н.э.).
- 2. 4. Среднее царство (первая половина II тыс. до н.э.).
- 2.5. Новое царство (вторая половина II тыс. до н.э.).
- 2. 6. Поздний период (первая половина I тыс. до н.э.)
- 2.7. Духовная культура
- 2.8. Социальная организация
- 2. 9. Материальная культура
- Исторические личности и ключевые даты
- Тема 3 Междуречье
- 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. до н.э.)
- 3.3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. до н.э.)
- 3.4. Ассирийская империя (1200-600 гг. до н.э.)
- Исторические личности и ключевые даты
ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА с 1500 |
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА с 1100 |
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА с 0 |
ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА с 900 |
|
ВЕСНА |
||||
ЛАНДШАФТНО-ИНТУИТИВНАЯ СТИХИЯ. МОЩНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРОБУЖДАЮЩЕЙСЯ, ОПУТАННОЙ СНАМИ ДУШИ. СВЕРХЛИЧНОЕ ЕДИНСТВО И ПОЛНОТА |
||||
1. РОЖДЕНИЕ МИФА БОЛЬШОГО СТИЛЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НОВОГО БОГОЧУВСТВОВАНИЯ. МИРОВОЙ СТРАХ И МИРОВАЯ ТОСКА |
||||
1500-1200 Религия вед Арийские героические сказания |
1100-800 Эллинско-италийская «деметрийская» народная религия Олимпийский миф Гомер |
0-300 Перврхристианство Мандейцы, Маркион, гносис Синкретизм (Митра,Баал) Евангелия Апокалиптика Христ., мазд., языч. легенды |
900-1200 Германский католицизм Эдда (Бальдур) Бернард Клервоский, Иоахим Флорский, Франциск Ассизский Народный эпос (Зигфрид), рыцарский эпос (Грааль) Западные легенды о святых |
|
2. РАННЕЕ МИСТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА МИР. ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА |
||||
Содержится в древнейших частях вед |
Древнейшая, изустная орфика, этрусская дисциплина Последействие: Гесиод, космогония |
Ориген (умер 254 г.) Плотин (умер 269 г.) Мани (276), Ямвлих (330) Авеста, Талмуд, патристика |
Фома Аквинский (1274) Дунс Скот (1308) Данте (1321), Экхарт(1329) Мистика и схоластика |
|
ЛЕТО |
||||
СОЗРЕВАЮЩАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. ПЕРВЫЕ РОСТКИ ГРАЖДАНСКО-ГОРОДСКОГО И КРИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ |
||||
3. РЕФОРМАЦИЯ: В РАМКАХ РЕЛИГИ НАРОДНЫЙ ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВЕЛИКИХ ФОРМ РАННЕЙ ЭПОХИ |
||||
Брамины, древнейшие элементы упанишад (X-IX вв.) |
Орфическое движение Религия Диониса «Религия Нумы» (VII век) |
Августин (430) Несторианцы (ок. 430) Монофизиты (ок. 450) Маздак (ок. 500) |
Николай Кузанский (1464) Гус (1415), Савонарола, Карлштадт, Лютер, Кальвин (1564) |
|
4. НАЧАЛО ЧИСТО ФИЛОСОФСКОЙ ФОРМУЛИРОВКИ МИРОЧУВСТВОВАНИЯ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
||||
Содержится в упанишадах |
Великие досократики (VI-V вв.) |
Византийская, иудейская, сирийская, коптская, персидская литература (VI-VII вв.) |
Галилей, Бэкон, Декарт, Бруно, Бёме, Лейбниц (XVI-XVII вв.) |
|
5. СОЗДАНИЕ НОВОЙ МАТЕМАТИКИ. КОНЦЕПЦИЯ ЧИСЛА КАК ОТРАЖЕНИЯ И СУЩНОСТИ ФОРМЫ МИРА |
||||
Утрачено |
Число как величина (мера) (геометрия, арифметика) Пифагорейцы с 540 |
Неопределенное число (алгебра) Развитие не исследовано |
Число как функция (анализ) Декарт, Паскаль, Ферма ок. 1630 Ньютон, Лейбниц ок. 1670 |
|
6. ПУРИТАНИЗМ: РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИ-МИСТИЧЕСКОЕ СКУДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО НАЧАЛА |
||||
Следы в упанишадах |
Пифагорейский союз с 540 |
Мухаммед 622 Павликиане, иконоборцы с 650 |
Английские пуритане с 1620 Французские янсенисты с 1640 (Пор-Рояль) |
|
ОСЕНЬ |
||||
ИНТЕЛЛЕГЕНЦИЯ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. КУЛЬМИНАЦИЯ СТРОГО УМСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА |
||||
7. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕСТВО РАССУДКА. КУЛЬТ «ПРИРОДЫ». «РАЗУМНАЯ РЕЛИГИЯ» |
||||
Сутры; санкхья; Будда Относительно поздние упанишады |
Софисты V в. Сократ (399) Демокрит (ок. 360) |
Мутазилиты Суфизм Наццам, аль-Кинди (ок. 830) |
Английские сенсуалисты (Локк) Французские энциклопедисты (Вольтер); Руссо |
|
8. КУЛЬМИНАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ВЫСВЕТЛЕНИЕ МИРА ФОРМ ЧИСЕЛ |
||||
Утрачено (Значимость положения. Ноль как число) |
Архит (365), Платон (346) Евдокс (355) (Конические сечения) |
Не исследовано (теория чисел, сферическая тригонометрия) |
Эйлер (1783), Лагранж (1813) Лаплас (1827) (Проблема бесконечно малых) |
|
9. ВЕЛИКИЕ ЗАВЕРШАЮЩИЕ СИСТЕМЫ |
||||
ИДЕАЛИЗМА: йога, веданта ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ: Вайшешика ЛОГИКИ: Ньяя |
Платон (346) Аристотель (322) |
аль-Фараби (950) Авиценна (ок. 1000) |
Гёте Шеллинг Гегель Кант Фихте |
|
ЗИМА |
||||
НАЧАЛО КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. УГАСАНИЕ ДУШЕВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ. САМА ЖИЗНЬ СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМАТИЧНОЙ. ЭТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИРРЕЛИГИОЗНОГО И НЕМЕТАФИЗИЧЕСКОГО КОСМОПОЛИТИЗМА |
||||
10. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ: |
||||
Санкхья, Чарвака (Локаята) |
Киники, киренаики, последние софисты (Пиррон) |
Коммунистические, атеистические, эпикурейские секты эпохи Аббасидов «Братья Чистоты» |
Бентам, Конт, Дарвин, Спенсер, Штирнер, Маркс, Фейербах |
|
11. ЭТИКО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ИДЕАЛЫ: ЭПОХА «ФИЛОСОФИИ БЕЗ МАТЕМАТИКИ». СКЕПСИС |
||||
Течения эпохи Будды |
Эллинизм Эпикур (270), Зенон (265) |
Течения в исламе |
Шопенгауэр, Ницше Социализм, анархизм Геббель, Вагнер, Ибсен |
|
12. ВНУТРЕННЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МИРА ФОРМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ |
||||
Утрачено |
Евклид, Аполлоний (ок. 300) Архимед ок. 250 |
Аль-Хорезми 800, Ибн Курра 850 аль-Кархи, аль-Бируни X в. |
Гаусс (1855), Коши (1857) Риман (1866) |
|
13. СПАД АБСТРАКТНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОСТИ ДО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАУЧНОЙ КАТЕДЕР-ФИЛОСОФИИ. ЛИТЕРАТУРА КОМПЕНДИУМОВ |
||||
«Шесть классических систем» |
Академия, перипатетика, стоики, эпикурейцы |
Школы Багдада и Басры |
Кантианцы «Логики» и «психологи» |
|
14. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО МИРОНАСТРОЕНИЯ |
||||
Индийский буддизм с 500 |
Эллинистическо-римский стоицизм с 200 |
Практический фатализм ислама с 1000 |
Этический социализм, распространяющийся с 1900 |
|