Особенности аудита в страховых организациях

5. Аудит страховых выплат

 

Учет страховых выплат по прямому страхованию и сострахованию ведется в соответствии с Особенностями применения страховыми организациями инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и в соответствии с учетной политикой организации.

Предмет проверки: 

· страховые выплаты обоснованны и документально подтверждены;

· выплаты осуществляются в соответствии с залицензированными Правилами;

· выплатные дела правильно документально оформлены в соответствии с ГК РФ, Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и залицензированными Правилами по видам страхования;

· журналы учета убытков ведутся в соответствии с установленными требованиями;

· инвентаризация заявленных и оплаченных убытков проводится;

· страховые выплаты отражены в отчетности правильно. Страховые выплаты производятся страховой организацией

· при наступлении страхового случая.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования (при добровольном страховании) или законом (при обязательном страховании), с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или выгодоприобретателю. Причем событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица — в виде страхового обеспечения.

Страховые выплаты по договорам страхования являются одним из основных видов расходов страховой организации. Для учета страховых выплат предназначены субсчета 22/1 «Страховые выплаты по договорам страхования (основным)» и 22/2 «Страховые выплаты по договорам сострахования». По дебету данных субсчетов отражаются суммы выплаченного страхового возмещения (обеспечения) в результате наступления страхового случая, а также суммы, выплаченные страхователям при досрочном расторжении договоров страхования в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств страховой организации.

Записи по дебету субсчетов 22/1, 22/2 производятся также:

• при страховых выплатах, удержанных в уплату страховых взносов, если это предусмотрено условиями договора страхования, в корреспонденции с кредитом субсчетов 92/1, 92/2;

• при начислении налогов со страховых выплат в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Учет расходов на оплату медицинских услуг. Оплаченные медицинские услуги, оказанные застрахованным в соответствии с условиями, предусмотренными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, на основании предъявленных медицинскими учреждениями документов об их оплате учитываются на субсчете 22/1, «Обязательное медицинское страхование» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Аналитический учет по субсчету «Обязательное медицинское страхование», субсчет 22/1, ведется в разрезе договоров, заключенных между страховой организацией и медицинскими учреждениями.

Для учета расчетов по выданным авансам медицинским организациям под оказание ими медицинских услуг в соответствии с условиями, предусмотренными договорами на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС, в рабочий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций вводится субсчет «Расчеты по авансам, выданным медицинским учреждениям», открываемый к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Суммы выданных медицинским учреждениям авансов отражаются по дебету счета 60 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Суммы авансов, зачтенных в оплату медицинских услуг, отражаются по кредиту счета 60 в корреспонденции с субсчетом 22/1.

При определении финансовых результатов по операциям ОМС остаток по субсчету 22/1, «Обязательное медицинское страхование» списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Обязательное медицинское страхование».

Правила ведения учета страховых выплат в бухгалтерском учете отличаются от положений НК РФ. Согласно ст. 330 НК РФ страховые выплаты по договору, подлежащие выплате в соответствии с условиями указанного договора, включаются в состав расходов на дату возникновения у страховой организации обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (при страховании ответственности — выгодоприобретателя) по фактически наступившему страховому случаю, выраженного в абсолютной денежной сумме, которая должна быть рассчитана в соответствии с российским законодательством и правилами страхования.

Документами, подтверждающими возникновение обязательства страховой организации по осуществлению страховой выплаты, могут быть:

· двусторонний акт о наступлении страхового случая, подписываемый со страхователем;

· двусторонний акт о наступлении страхового случая, подписываемый с медицинским учреждением, или другим лицом, оказывающим услуги (выполняющим работы) по предмету договора страхования;

· страховой акт, подписываемый только налогоплательщиком—страховой организацией;

· решение страховой организации о страховой выплате;

· любые другие документы, содержащие согласие (акцепт) налогоплательщика произвести страховую выплату и удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к первичным документам.

Перечень документов, являющихся основанием для осуществления страховой выплаты, должен быть отражен в учетной политике.

Процедуры проверки страховых выплат являются достаточно существенными при проведении аудита страховщика; аудитор должен:

· убедиться, что все заявленные убытки регистрируются в Книге регистрации заявленных убытков;

· проверить наличие заявлений о наступлении страховых случаев;

· проверить правильность ведения Журнала учета убытков, соответствие Журнала установленным требованиям (требования

· установлены Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни); проверить, действовали ли договоры на момент страхового случая;

· убедиться, что все заявленные убытки находят отражение в Журнале учета убытков;

· проверить своевременность заявления страхователями о страховом случае;

· проанализировать, правильно ли оцениваются заявленные убытки;

названные аспекты проверки напрямую связаны с правильностью формирования резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ), который согласно Правилам формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, образуется страховщиком для обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующем ему периодах и о факте наступления которых в установленном законом или договором страхования порядке заявлено страховщику;

· проверить, относится ли к страховым случаям данное событие, а также имеется ли соответствующий документ компетентного органа (гидрометеослужбы, ГИБДД, следственных органов и т.п.), подтверждающий факт наступления страхового случая, причины и другие обстоятельства страхового случая;

· проанализировать правильность составления страхового акта (оформления решения о выплате), а также соблюдение страховщиком установленных сроков его составления и запроса документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате;

· оценить правильность определения размеров страховых возмещений, страховых обеспечений и своевременность их выплат;

· проверить правильность регистрации произведенных страховых выплат в Журнале учета убытков;

· проверить достоверность документов, послуживших основанием для страховых выплат;

· убедиться, что в страховой организации соблюдается установленный порядок хранения документов, по которым производятся выплаты;

· протестировать, как осуществляется внутренний контроль в компании за своевременностью выплат и др.;

· проанализировать своевременность осуществления страховых выплат организацией;

· убедиться, что отказы в страховых выплатах обоснованны;

· проверить, что осуществленные выплаты (в отношении причин и по размерам) соответствуют условиям договоров и за-лицензированным Правилам по видам страхования;

· проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учета произведенных страховых выплат;

· проанализировать правильность и своевременность высвобождения резерва заявленных убытков на величину оплаченных убытков, а также на величину отказов в страховых выплатах;

· проверить правильность отражения страховых выплат в Отчете о прибылях и убытках за проверяемый отчетный период.

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Аудит Особенности аудита в страховых организациях