Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи — Роль слуха в развитии речи
- Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи
- Оптическая система глаза
- Патология зрительного анализатора
- Патология оптической системы глаза
- Патология сетчатки
- Патология проводникового отдела зрительного анализатора
- Патология подкорково-коркового отдела зрительного анализатора
- Повреждения (травмы) глаз
- Слуховой анализатор
- Анатомия слухового анализатора
- Физиология слуха
- Патология слухового анализатора
- Дефекты органов слуха
- Анатомия, физиология и патология голосо- и речеобразования
- Периферический и центральный отделы речевого аппарата
- Артикуляционный отдел
- Голосообразование (физиология речи)
- Патология голосообразования
- Патология голосообразующего аппарата
- Патология артикуляционного аппарата
- Анатомия, физиология и патология речи
- Роль слуха в развитии речи
- Роль зрения в развитии речи
- Речь как основа мышления
- Патология речи
Роль слуха в развитии речи
Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. Человек не смог бы достичь такого уровня владения голосовым аппаратом, если бы параллельно с этим не развивались органы слуха. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухонемота, в свою очередь, приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глухим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности.
Роль слухового восприятия очень велика в развитии познавательной деятельности, в обогащении воображения и представлений у человека об окружающем мире. Но слух имеет и более конкретное «речевое» назначение: с его помощью ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения и нарушению грамматического строя речи.
Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него; во втором полугодии жизни — воспринимать определенные звукосочетания и связывать их с определенными предметами или действиями; в возрасте 7–9 мес. — подражать звукам речи окружающих. Уже к году у него появляются первые слова.
У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается. Постепенно деятельность слухового и речедвигательного анализаторов усложняется. Слух человека приобрел в процессе филогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. Фонематическая звуковая система, используемая в разных видах речевой деятельности для различения значений слов, формируется у ребёнка в 2-5 лет под контролем слуха. Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.
Однако в раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечётко, искаженно. Поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом. Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развитие второй сигнальной и фонематической систем постоянно контролируется взрослым.
Понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи, или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи, когда начинает нарушаться произношение звуков (например: умываться — муванти), смешивание звуков по звонкости — глухости, мягкости — твердости (например: бабочка — папочка).
К другим нарушениям речевого развития у глухих и слабослышащих можно отнести:
§ повторное неправильное произношение слов, при правильном произношении один раз;
§ нарушение лексико-грамматического строя речи — упускаются отдельные члены предложения, допускаются нарушение морфологических норм, ошибки в употреблении различных частей слова;
§ бедность словарного запаса, приводящая к затруднению понимания читаемого текста в силу того, что дети часто не понимают смысла отдельных слов;
§ трудное освоение навыков употребления наречий, союзов и, особенно, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выражающих целевые, причинно-следственные и другие логические зависимости. Это оказывается трудным для детей и подростков не столько из-за сложности лексико-граммати-ческих зависимостей, сколько из-за недостаточного понимания содержания пре-дложений, несформированности у них словесно-логического понятийного мышления, поскольку у них превалирует конкретно-понятийное мышление. При нарушениях слуха у ребёнка наблюдается снижение способности к приёму, переработке, хранению и использованию информации:
§ трудность словесного опосредствования;
§ замедление процесса формирования понятий.
Задержка речевого развития у детей с дефектами слуха сказывается не столько на сужении объёма их словаря, сколько на своеобразии употребления и понимания значений слов. Чем хуже ребёнок слышит, тем хуже он говорит; чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи; чем раньше принимаются меры по сохранению или воспитанию нормальной речи, тем лучше сохраняется речь у ребёнка.