Всемирная история библиографии — БИБЛИОГРАФИЯ НА ВОСТОКЕ
- Всемирная история библиографии
- Возникновение термина библиография
- Библиография в период средневековья
- БИБЛИОГРАФИЯ НА ВОСТОКЕ
- Библиография в Западной Европе
- Библиография в период возрождения
- Книготорговая библиография в качестве текущей библиографии в Германии, Англии, США
- История и современные проблемы национальной библиографии
- Текущая национальная библиография
- Важнейшие издания общая библиография библиографии
В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство — Арабский халифат, который делился на эмираты.
На огромном пространстве от Пиренеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ариале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.
Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII — IX ст.
В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Коран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.
Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада , Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались — варнаки.
Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.
Насыщенность средневековых арабских книг библиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.
Внутри -текстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую, тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифферентизации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).
Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.
Списки работ отдельных авторов назывались фихрист. До настоящего времени этот термин используется в значении "библиография", указатель литературы.
Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Багдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варнака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).
В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ареала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Багдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.
В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.