Гражданская защита: аварии на хим. объектах, терроризм, меры по обеспечению безопасности — Проблемы предупреждения и разрешения конфликтов

Проблемы предупреждения и разрешения конфликтов в ракурсе национальной и региональной безопасности

Осуществленные за последние годы меры по радикальному преобразованию Кыргызстанского общества обусловили важные экономические и социально- политические изменения. Началось становление рыночных отношений. Трансформируются институты "законодательной, исполнительной и судебной власти". Идет процесс утверждения многопартийности. Создаются правовые и социальные условия для духовного, идеологического, религиозного плюрализма в обществе. Большинством населения осознана необходимость перехода к смешанной экономике. Однако переходный период характеризуется, особенно на первых порах большими трудностями в экономике, социальной сфере, политике, духовной жизни и т.д.

Ошибки в выборе направления общественного развития, способов движения к намеченной цели всегда оплачивались народом — его бедствиями и лишениями. К сожалению, республике не удалось на поприще реформирования достичь значимых позитивных результатов. Наблюдается процесс криминализации экономики в виде разрастания коррупции и мафиозности. В политической сфере продолжается длительный этап становления многих партий, которые еще переживают муки рождения и не развернули широкую работу по привлечению в свои ряды простого населения. В социальной сфере усиливаются процессы расслоения людей по доходам, растет социальное неравенство. Население республики практически во всех регионах выражает недовольство своей жизнью целом и отдельными сторонами. В духовной сфере все нагляднее проявляются кризис нравственности, рост психологии индивидуализма и стяжательства.

Современная ситуация в республике характеризуется негативными процессами для развития демократии, как со стороны государства, так и со стороны общественно-политических движений.

Кыргызстан как и другие страны СНГ не завоевал свою независимость, не выстрадал ее в мучительной борьбе, а просто ее получил как подарок судьбы. Данное обстоятельство во многом определяет и весь ход политических и социально-экономических процессов в Кыргызстане, которые сформировались в результате внешнеполитических действий.

Даже после долгих лет размышлений о возможных путях развития Кыргызстана: по швейцарскому пути, по турецкому пути, по японскому пути. и т.д. наше руководство не пришло к какому-то однозначному выводу — как развиваться дальше?

Осмысление вопросов о путях развития республики, необходимо тесно увязать с теми проблемами и противоречиями, в первую очередь этнополитическими, которые присущи как Кыргызстану, так и всему центрально азиатскому региону.

Особенность развития этнополитической ситуации состоит в том, что не только взаимодействие формальных и неформальных общественно-политических структур, но и совокупность геополитических, экономических, внешнеполитических, социально-демографических и т.п. факторов.

Регион Центральной Азии, включающий в себя такие республики, как Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан — считается одними из самых взрывоопасных на территории бывшего СССР. Для этого региона, находящегося на стыке Европы и Азии на стыке христианства, мусульманства и буддизма, характерной чертой является многонациональный состав его населения.

В Центральной Азии в целом в тесном клубке переплелись следующие группы противоречий:

· цивилизационнные (известное этнокультурное и этнопсихологическое различие в образе жизни азиатских и европейских народов, в то же время цивилизационные противоречия могут быть прослежены и по различиям в образе жизни оседлой, земледельческой и кочевой цивилизаций в рамках, например, родственных тюркоязычных народов);

· конфессиональные (борьба за сферы влияния между мусульманским духовенством и другими религиями, в последнее время основные традиционно распространенные в республике религии — мусульманство и православие — ведут позиционную борьбу с новыми религиозными течениями, такими, как например, секта Муна, кришнаиты и т.д.);

· межэтнические (конфликты между родственными тюркоязычными нациями; кыргызами и узбеками в Ошской области, узбеками и турками-месхетинцами в Фергане);

· внутринациональные (борьба за власть между различными политическими и территориальными кланами, как например в Таджикистане, либо искусственное подразделение на северных и южных);

· территориальные (проблемы, связанные пограничными районами, например, между Кыргызстаном и Таджикистаном, Кыргызстаном и Китаем); можно выделить также в особую группу периодические конфликты связанные с распределением водно-земных ресурсов.

На все это накладываются межгосударственные экономические противоречия республик центрально-азиатского региона, связанные со взаимными неплатежами и которые некоторыми политиками активно "педалируются" для достижения своих рациональных интересов.

К тому же, в Центральной Азии тесно переплетены стратегические интересы таких стран как:

во-первых Россия (в виде военного военно-промышленного присутствия);

во-вторых США, европейских стран и Турции (пропаганда модели советского прозападно ориентированного демократического мусульманского государства);

в-третьих, Ирана, Афганистана, Пакистана и т.д. (влияние исламского фундаментализма и повышение роли ислама вообще в жизни центральноазиатских государств и его проникновение посредством предоставления выгодного транспортного пути к морским портам в Индийском океане);

в-четвертых, Китая (которому небезразличны события, происходящие у его границ).

Сложность положения Кыргызстана усугубляется негласным противоборством между Узбекистаном и Казахстаном за лидерство в центрально-азиатском регионе и постоянным экономическим давлением с их сторон.

Немаловажное значение для достижения намеченных целей имеет благополучное разрешение собственных внутренних проблем.

Сегодня логика общественного развития с необходимостью ставит вопрос об интеграции всего общества, только совместными усилиями всех граждан республики возможно с честью и достоинством выйти из любого трудного положения. Суть интеграционного процесса состоит в том, чтобы объединить людей различных социальных национальных и территориальных общностей на основе взаимной выгоды, выработки общих интересов, целей и ценностей.

Первой важнейшей составляющей частью этого процесса является социокультурная интеграция кыргызстанского общества, предусматривающая развитие и взаимопроникновение национальных культур и традиций, религий, своеобразия и самобытности различных этнических общностей. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит формированию государственной национальной политики и привлечению к ней представителей национальных меньшинств.

Важным фактором либерализации экономической ситуации в значительной степени является проводимая руководством республики национальная политика, главным принципом которой является утверждение гражданского мира и межнационального согласия. В основе этой политики несколько концептуальных принципов: признание приоритета прав человека над правами нации; свободное развитие каждой этнической общности в рамках демократических процессов; осознание того, что в условиях многонациональной республики ни одна нация не может удовлетворять свои национальные интересы за счет ущемления интересов другой нации; понимание того, что народ Кыргызстана — это органичное соединение кыргызов и представителей других национальностей, для которых республика стала родной: русских и узбеков, украинцев и немцев, уйгур и корейцев; дунган и евреев и многих других.

Недавно завершился рабочий визит в Кыргызскую Республику Президента Исламского государства Афганистан Бурхожуддина Раббани.

Раббани прибыл в Бишкек чтобы в ходе встреч с руководителями Кыргызского государства обсудить вопросы о ситуации в Афганистане и вокруг него, обговорить ряд мер по урегулированию афганского кризиса, позиции соседних стран и внешних сил по проблеме региональной безопасности.

Во время своей личной встречи с А. Акаевым Б. Раббани поблагодарил Президента Кыргызстана за помощь и поддержку, оказанные нашей страной афганским беженцам.

Главной темой была региональная безопасность. И здесь Кыргызстан обещал оказывать Афганистану помощь в соответствии с принципами Алматинской декларации 1997 г. принимать участие в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом.

В ходе встреч Раббани неоднократно подчеркивал, что именно от А.Т. исходит прямая угроза всему Центральноазиатскому региону как в плане терроризма, так в плане наркотиков. И винил во всех бедах, конечно же "Талибан". Раббани опроверг мнение, что законное правительство Афганистана, готово рассмотреть предложение Госдепартамента США о территориальном разделе ДГА на два государства и лишний раз подчеркнул, что Афганистан был и остается неделимым. И что путь к разрешению внутриафганского конфликта он видит только один — политическим, а не военным путем — через переговоры.

Переговоры в Бишкеке стали стартовым раундом в организации очередной мирной конференции по афганскому урегулированию.


Заключение:

Таким образом, терроризм давно вышел за национальные рамки и приобрел международных характер. Он стал эффективным и эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой

Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных и т.д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Межгосударственные масштабы современного терроризма проявляются в том, что принятие решений о террористических актах и их подготовка могут осуществляться в одних странах, а сами они — совершаться в других. Как и в случае угона самолетов события могут разворачиваться в разных странах, прежде чем они достигнут своего насильственного или мирного завершения. Подобным образом оружие и взрывчатка могут пересечь многие национальные границы, прежде чем они прибудут к месту назначения. Распространение международного терроризма связано с ростом и совершенствованием коммуникаций самых разных видов, гораздо более тесным, практически неразрывным общением большинства стран и народов. Они, даже удаленные друг от друга на значительные расстояния, очутились как бы в одном доме, но известно, что соседи далеко не всегда живут в мире, они могут игнорировать, завидовать, ненавидеть.

Немало акций международного терроризма направлено против лидеров стран, государственных и политических деятелей. Это одна из причин, заставляющая государство сотрудничать в борьбе с международным терроризмом. Ни одна страна, ни один государственный или общественный деятель не застрахованы от того, чтобы не стать мишенью для террористов.

В настоящее время в России наблюдается в основном два вида терроризма: криминальный и национальный. Специалисты по терроризму справедливо считают, что в России экономические движения в какой-то момент могут перейти на политическую, а потом и террористическую основу.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Гражданская защита: аварии на хим. объектах, терроризм, меры по обеспечению безопасности