Медико-социальная реабилитация: Лекция 1 — Медико-социальная экспертиза
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 1
- Государственная поддержка больных и инвалидов в советский период
- Общая характеристика и содержание понятия реабилитация
- Современные представления о реабилитации
- Инвалид и общество
- Сущность понятия инвалид и инвалидность
- Нормативно-правовые основы медико-социальной реабилитации
- Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями
- Медико-социальная экспертиза
- Порядок и условия признания лица инвалидом
- Индивидуальная программа реабилитации
Медико-социальная экспертиза
Порядок организации и деятельность Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Впервые понятие экспертизы появилось в 1912 г. Как государственная служба экспертиза стала функционировать в России с 1918 г., когда начал устанавливаться факт постоянной нетрудоспособности граждан. В 1924 г. было разработано и утверждено первое Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), в котором определялись критерии установления группы инвалидности. Принятое в 1956 г. усовершенствованное положение о ВТЭК просуществовало до 1996 г. Основной его задачей было установление группы инвалидности. С 1963 г. в обязанности ВТЭК вменялась реабилитационная деятельность, которая сводилась исключительно к установлению профессиональной пригодности и трудоустройству инвалидов. Причем определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый может выполнять, основывалось на медицинских, а не на социально-биологических критериях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 805 утверждено Постановление о порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). К ним относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. К основным задачам этих учреждений относятся следующие:
- определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
- разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
- формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
- участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Формирование сети бюро производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 — 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 — 2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться из расчета на иную численность населения и число освидетельствуемых в год граждан.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего профиля, специализированного профиля (психиатрического, онкологического, туберкулезного и пр.) и смешанного профиля.
Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.
В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), а также, в отличие от ВТЭК, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.
При необходимости в штатный норматив бюро могут быть введены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагностике, профориентации, эргономике, физиологии труда, педагог, сурдопереводчик и другие специалисты.
Районное бюро медико-социальной экспертизы решает следующие задачи:
- определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;
- устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, сроки и время наступления инвалидности;
- определяет степень утраты профессиональной трудоспособности работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;
- определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;
- формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов;
- формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу.
В штатный норматив главного бюро МСЭ (городского, областного, краевого) входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.
В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации разного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.
В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.
Главное бюро медико-социальной экспертизы решает следующие задачи:
- проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения районных бюро, и в случае необоснованности этих решений отменяет их;
- проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения социальных методов обследования;
- формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;
- формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;
- оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению больного с приложением направления из учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, подтверждающего нарушение его здоровья. Направление из учреждения здравоохранения должно быть составлено врачами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения (ВКК ЛПУ) по месту постоянного проживания пациента. При отказе гражданину в выдаче направления на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или социальной защиты населения он может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ и получить направление на медицинское обследование, необходимое для прохождения экспертизы. Лицу, признанному инвалидом той или иной группы, оформляются соответствующие юридические документы — пенсионное удостоверение или справка об инвалидности (для ребенка).
Медико-социальная экспертиза должна включать комплексное медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование.
В заключении медико-социальной экспертизы на основе анализа клинико-функциональных, психологических, профессионально-трудовых и социально-бытовых данных каждого пациента должны быть отражены следующие сведения:
- категория и степень ограничения жизнедеятельности;
- данные о наличии группы и причины инвалидности;
- сроки переосвидетельствования;
- потребность в мерах социальной помощи и защиты;
- реабилитационный прогноз;
- рекомендации по медико-социальной реабилитации.
Медицинские критерии оценки состояния здоровья и функциональных нарушений основываются на четко разработанных схемах обследования пациентов: рентгенологических, лабораторных, эндоскопических, электрофизиологических и др. При каждом конкретном заболевании и освидетельствовании должны быть строго выполнены все необходимые обследования и правильно оформлены документы, т.е. медицинское заключение. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной службы МСЭ.
Для того чтобы составить полную картину о состоянии здоровья обследуемого, необходимо изучить не только медицинские показатели, но и особенности характера и поведения человека. Болезнь и инвалидность — это реальные трудности, под влиянием которых изменяется отношение к миру, к себе, окружающим людям.
Большое значение имеют личностные свойства, способность противостоять стрессам, адекватно реагировать на свою болезнь. Личностные деформации, психические расстройства (восприятия, внимания, памяти, эмоций, психомоторики) в зависимости от степени тяжести сами по себе могут вызывать нарушения жизнедеятельности.
Анализируются сохранность или нарушение профессионально-трудового статуса, профессиональные интересы и по ним выносится заключение. Интегрально профессионально-трудовой статус оценивается в зависимости от сохранности профессиональной трудоспособности при уменьшении объема трудовой деятельности, от утраты профессиональной трудоспособности при возможности работы по другой профессии в обычных производственных условиях, от возможности трудиться только в специально созданных условиях или констатируется факт полной утраты трудоспособности.
При анализе социально-бытовых факторов оцениваются деятельность инвалида в социуме, роль как гражданина, семейное положение и выполнение семейных обязанностей, жилищно-бытовые условия, материальное положение, наличие условий для социально-средовой адаптации и осуществления реабилитационных мероприятий, способность выполнения бытовой деятельности и ее зависимость от технических и вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому проживанию. Наличие в семье других хронических больных или престарелых, также нуждающихся в уходе, лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркоманов, лиц с асоциальным поведением, особенно родителей, является свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.
Не менее важным является изучение психологического климата семьи инвалида, определение адекватности отношения к инвалиду со стороны близких людей, наличия возможностей обеспечения ухода. В оценке социальной недостаточности семьи ребенка-инвалида определяется способность родителей, в первую очередь матери, к адекватному воспитанию. Сюда включается умение матери осуществлять адекватный уход за ребенком, проводить лечебно-тренировочные процедуры, прививать ребенку навыки санитарии, гигиены, самообслуживания, оказывать помощь в учебе, вовлекать его в общество сверстников. Проявлением крайней социальной недостаточности семьи ребенка-инвалида является уход из нее отца.
Исходя из особенностей социальной недостаточности семьи человека с ограниченными возможностями, должны планироваться и осуществляться меры по социальной реабилитации, как самого инвалида, так и его семьи.