Медико-социальная реабилитация: Лекция 1 — Сущность понятия инвалид и инвалидность

Сущность понятия инвалид и инвалидность

Для того чтобы проанализировать положение в обществе лиц с ограниченными воз­можностями необходимо выяснить, каково содержание понятия "инвалидность", какими социальными, экономичес­кими, поведенческими, эмоциональными последствиями оборачиваются те или иные патологии здоровья.

Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (valid"действенный, полноценный, могущий") и в буквальном пе­реводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении начиная со времен Пет­ра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспо­собны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штат­ских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более под­вергали мирное население всем опасностям военных конф­ликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле об­щего движения по формулированию и защите прав чело­века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относяще­гося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодняшняя государственная политика в отношении инвали­дов — результат ее развития в течение 200 лет. Во многом она отражает историю развития и культуру общества, общие условия жизни, а также социальную и экономическую политику в разные периоды времени.

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 20 января 1995 г. инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким рас­стройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограниче­нию жизнедеятельности и вызывающими необходимость его со­циальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориенти­роваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Представленные подходы к пониманию инвалидности нельзя считать удовлетворительными, так как в них в большей степени отражена медицинская сторона проблемы. В медицинской модели инвалидности все внимание концент­рируется на физической или психической патологии, и, следова­тельно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспо­соблении к жизни в обществе.

Социальная модель, авторами которой являются сами люди с инвалидностью, или, как часто говорят, с ограниченными воз­можностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи от­дельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.

В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом абсолютного и относительного числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества и, что особенно важно, самих инвалидов. Активные движения инвалидов за свои права во всем мире постепенно приводят к изменению отношения к инвалидам, к их социальным проблемам и потребностям, как со стороны обще­ства, так и со стороны государственных структур.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), суть которой заключается в нижеследующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом. Все вышесказанное может быть графически представлено схемой (рис. 2):

Болезнь, травма, дефект

clip_image003

clip_image003[1]Функциональные нарушения

Ограничения жизнедеятельности

clip_image004

Социальная недостаточность

Рис. 2. Схема социализации болезни

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment) - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами — специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

Социальные барьеры людей с ограниченными возможностями. Мысль о том, что инвали­дам должны предоставляться равные возможности со здоровыми, что они не должны подвергаться сегрегации и дискриминации, еще не овладела ни на­шим обществом в целом, ни даже теми его членами, которые непосредственно причастны к судьбам инвалидов. Отношение покровительства, доми­нирования, подчинения власти со стороны здоровых — это то, с чем чаще все­го сталкиваются инвалиды.

Для того чтобы процесса реаби­литации был эффективным, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность.

В первую очередь можно говорить о физическом огра­ничении, или изоляции инвалида, — это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самосто­ятельно передвигаться и(или) ориентироваться в простран­стве. С другой стороны, факторы внешней среды могут усу­губить либо, наоборот, компенсировать влияние этих недостатков. Принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде. Это ограни­чение требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспе­чивающих возможность трудовой адаптации.

Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоля­ция: из-за своей патологии индивид с ограничен­ными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже са­мой простой. Однако в других ситуациях инвалидам пред­ставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не­столько) ограниченностьюих индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым ха­рактером рынка труда для лиц с особыми нуждами. Однако необходимо отметить, что барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и за­рубежных экспертов, трудовая деятельность доступна при­близительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специ­альных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда.

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая явля­ется следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть дос­таточным для обеспечения достойного уровня жизни инди­вида).

Труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения, сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит спе­циальных информационных средств, извещающих о пара­метрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ори­ентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней.

Важное препятствие представляет информационный барьер, который име­ет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получе­нии информации как общего плана, так и имеющей непос­редственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государствен­ной поддержки инвалидов, о социальных ресурсахих под­держки). Это вызвано и экономическими причинами (напри­мер, невозможность купить радиоприемник или выписать газету), и дефици­том специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в на­шей стране. С другой стороны, существует информационный барь­ер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презенто­вать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных международных правовых документов, в том числе в Стан­дартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воп­лощается в практике реабилитационных служб ряда зару­бежных стран в качестве программы "Shape your life" — "Формируй свою жизнь". В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государ­ственными или муниципальными органами для их реабили­тации. Зарубежные исследовате­ли практики социальной работы признают, что сами инва­лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов. Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограни­ченными возможностями, который заключается в их мак­симальном развитии и использовании способностей к само­обслуживанию, самопомощи и самообеспечению.

Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя пер­вые шаги в этой сфере предпринимаются.


Вы здесь: Главная Социальная работа Медико-социальная реабилитация: Лекция 1