Глава 5. Психологические особенности подростков
- Глава 5. Психологические особенности подростков
- Интегральная характеристика личности подростка
- Центральное новообразование личности подростка и особенности его проявления
- Интеллектуальное развитие личности подростка
- Специфика подросткового общения Взаимоотношения подростка и взрослого.
- Взаимоотношение подростка со сверстниками
Специфика подросткового общения Взаимоотношения подростка и взрослого
Личность подростка формируется не без трудностей, которые связаны не только с развитием самого ребенка, но и с отношениями к нему взрослых. В соответствии с уровнем психического и соматического развития подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако эти ожидания в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Так, понимание или недоучет взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат или, что еще хуже, приписывание подростку несоответствующих действительности мотивов приводит к внутреннему сопротивлению подростка, воспитательным воздействиям, к отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологов называют смысловым барьером (Л.И. Бажович, Л.С. Славина), который появляется тогда, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла.
Однако термин "смысловой барьер" искажает в данном случае суть дела. Подросток, как правило, понимает смысл требований взрослых. Если же ему не понятен смысл, то его реакция тогда вполне объяснима. Тревожно именно то, что, понимая смысл требований, подросток иначе их воспринимает, дает им оценку, отличную от понятий, вложенных в требования самими взрослыми. И причина этого зачастую кроется в несоответствии между тем, как оценивают подростка взрослые люди, и тем, как подросток оценивает сам себя, как он вообще относится к себе, своим возможностям, своей деятельности.
Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, не считаются с его потребностями и интересами, то появляются обиды и разнообразные формы протеста — грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. К сожалению, в школьной и семейной практике часть педагогов и родителей до сих пор в своих рассуждениях и действиях придерживаются удобной формулы: подросток — ребенок и поэтому должен беспрекословно слушаться учителей, родителей, уже потому, что они взрослые. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, "как маленького" опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнениями и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в отношениях с ними) становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка — средство изменить прежний тип отношений с взрослыми на новый, специфический для общения взрослых.
Самооценка формирующаяся под влиянием оценок взрослых и, что не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности подростков, начинает активно влиять на их поведение, определяя их реакции на воздействие взрослых. Практика показывает, что если эта самооценка поддерживается взрослыми достаточно длительное время и если она к тому же обеспечивает подростку значимое положение в коллективе, то сохранение такой самооценки, безусловно, должно стать в конце концов потребностью подростка.
Сложившийся уровень притязаний побуждает подростка сопоставлять оценку взрослых со своей собственной оценкой, из чего в значительной мере проистекает отношение подростка к другим людям. Так, осознание себя как личности, стремление утвердить себя зачастую приводят к тому, что подросток во всем видит покушение на свою независимость и болезненно сопротивляется тому воспитанию, которое возвращает его в положение ребенка. При этом у подростков наблюдается известной противоречие между ярко выраженной общей потребностью в самооценке и неумением адекватно удовлетворить ее. Неправильная самооценка подростка может иметь далеко идущие последствия переоценки либо недооценки себя, приводящие к серьезным трудностям в воспитании.
В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой — вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка.
Если взрослый не изменяет отношение к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает ответное сопротивление у подростка в виде разных форм непослушания и протеста. Существование этих противоположных тенденций и сопротивление друг другу порождают столкновения, которые при неизменности отношения взрослого становятся систематическими, а негативизм подростка — все более упорным. При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. Разными формами неподчинения и протеста подросток ломает прежние, "детские" отношения со взрослым и навязывает ему новые, "взрослые" отношения, которым принадлежит будущее. Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношение к подростку. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляется отчужденность, убеждение в несправедливости взрослого, которые питаются представлением о том, сто взрослый его не понимает, и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное неприятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может потерять возможность влиять на подростка в этот ответственный период становления моральных и социальных установок личности. Чем больше подросток недоволен отношением взрослых, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.
Важность и особое место подросткового периода определяются тем, что именно в это время происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого. старые способы постепенно вытесняются новыми, но они и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростка. Новые нормы отношения с взрослыми — важное содержание формирующегося этического мировоззрения подростка.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему.