Глава 5. Психологические особенности подростков

Центральное новообразование личности подростка и особенности его проявления


В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым человеком. в то же время он еще далеко не во всем отвечает требованием взрослости. приобретая качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявление этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам, например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшим быть ребенком, перешагнувшим за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и самим собой.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания — стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Это имеет далеко идущие последствия потому, что взрослые и дети представляют две разные группы и имеют разные обязанности, права, привилегии и ограничения. Во множестве норм, правил, требований, ограничений и в особой морали послушания, которая существует для детей, зафиксирована их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых. Для ребенка многое в этом мире недоступно, многое запретно. В детстве ребенок овладевает норами и требованиями, которые общество предъявляет к детям. Эти нормы и требования качественно меняются при переходе в группу взрослых. возникновение у подростка представления о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного совершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя "как настоящий мужчина" и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с 5-6 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п.

Образцом для подростка может стать сверстник, выделяющийся среди ребят силой, смелостью, ловкостью, спортивными умениями. Такие ребята обычно пользуются особой популярностью, а если они еще и хорошие товарищи, их авторитет может быть очень высоким, проявления трусости категорически осуждаются. Чтобы продемонстрировать свою смелость, подросток способен на поступки рискованные, отчаянные, а иной раз и общественно отрицательные. Высоко ценится физическая сила. Нередко в классе или группе ребят существует известная всем мальчикам иерархия по силе. К степени своего физического развития подростки относятся очень чутко. Они любят бороться, мериться силой. Разные виды борьбы бывают действием публичным. Драчливость некоторых ребят нередко связана со стремлением доказать свое преимущество в силе над кем-то. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток может значительно преувеличить степень собственной причастности к разным проявлениям качеств мужественности, о которых он рассказывает. Высокая оценка по этой линии очень важна подростку. Более того, чтобы товарищи не подумали о нем как о "слабаке" и "девчонке", подросток может совершить поступок или участвовать в коллективных действиях, которые считает неправильными, несправедливыми, жестокими.

Все это создает огромное разнообразие условий, определяющих развитие взрослости, а отсюда — пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных ее сторон. Например, в 7 классе есть мальчики с еще дестким обликом и интерсами, но есть и очнь взрослые ребята, уже приобщившиеся к некоторым сторонам жизни взрослых; есть "интеллектуалы", занимающиеся самообразованием, но есть и подростки, не умеющие самостоятельно усваивать даже учебный материал; есть школьники с неясными планами на будущее, а у других сознательная подготовка к будущей профессии уже началась; некоторые девочки думают только о модах и мальчишках, а у других это занимает скромное место; одни ребята стали настоящими помощниками дома, а другие избалованы до предела, не владеют даже элементарными бытовыми умениями.

В подростковом возрасте у большинства мальчиков качества мужественности становятся существенными критериями в оценке взрослого, товарища, себя и превращаются в специфическую категорию личных ценностей, которые определяют устойчивый круг интересов и любимых занятий, обычно связанных со спортом. У разных подростков место этих ценностей среди других может быть разным и нередко очень важным. Однако при недостатках в нравственном воспитании у подростка (или в группе подростков) может возникнуть культ силы, воли и смелости вне зависимости от их социально-моральной направленности.

Следует отметить, что многие девочки-подростки хотят обладать качествами, которые испокон веков считались мужскими: волей, смелостью, настойчивостью, выдержкой и др. Они тоже, как и мальчики, воспитывают эти качества в себе. Качества женственности далеко не всегда привлекательны для современных девочек и девушек. Это связано с изменившимся положением женщины в общественной жизни и семье. Этим определяется изменение в общественных идеалах, а они, в свою очередь, влияют на формирование у девочек представления о положительных качествах. Содержание идеала девочки в значительной мере определяется и конкретными особенностями ее воспитания и общения.

Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток равняется на взрослого как на образец. Образцом для подростка может стать отец, мать, учитель, любой взрослый.

Участие в труде рядом и наравне со взрослыми, при большом доверии с их стороны формирует у подростка чувство ответственности, самостоятельность и сноровку в выполнении разных дел и обязанностей, умение думать и заботиться о других людях, чуткость и внимательность. Оптимальные условия для формирования этих качеств создаются тогда, когда подросток занимает позицию помощника и опоры взрослого. Благополучие близких людей, забота о них становятся для него чрезвычайно важными, приобретают характер жизненной ценности. Это благоприятствует раннему нравственных убеждений, собственной линии поведения, планов на будущее. В размышлениях о нем забота о близких занимает большое место.

Следует отметить, что многие мальчики-подростки стремятся овладеть разними взрослыми умениями — столярничать, слесарничать, работать на станке, водить автомашину, мотоцикл, трактор, фотографировать, стрелять из ружья, охотиться, ориентироваться по компасу и др. Девочки не отстают от мальчиков и охотно овладевают не только женскими умениями. Начало подросткового возраста — самое благоприятное время для обучения таким умениям. Для этого необходимо включать подростка на правах помощника в соответствующие занятия взрослых. Сами подростки стремятся к этому, и чем серьезнее содержание занятий и обучение, тем с большей готовностью они подключаются к работе. Доверие взрослых импонирует подростку, он стремиться оправдать его. Привлекательность работы в кружках и на уроках труда определяется тем, в какой мере ребята учатся новому, продвигаются вперед, видят результаты своего труда, его общественную пользу.

Для ребят наиболее привлекательно участвовать в делах и занятиях, которые сами взрослые считают важными и интересными. Младшие подростки бывают вполне довольны ролью помощника взрослого, а старшим особенно приятно, когда они в чем-то могут полностью заменить взрослого — пусть временно, пусть на каком-то участке работы, но все-таки действовать совершенно самостоятельно. Это стимулирует подростка к новым продвижениям. Деловое сотрудничество со старшими создает условия для позитивной формы проявления взрослости. Такое сотрудничество может и должно стать важным и приятным содержанием жизни каждого подростка.

Важное направление в развитии взрослости связано с развитием содержательных интересов и становлением планов на будущее. Оно вырастает из стремления подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Такая деятельность может касаться науки, техники, искусства, одной или нескольких отраслей знаний и не всегда связана с профессиональными намерениями. Увлечение может иметь характер страсти, когда любимым занятием отдается значительная часть времени. Увлеченный каким-то занятием подросток очень активен: нужны книги, материалы, инструменты разыскивает и приобретает разными способами. Подростки начинают посещать библиотеку, ходить на выставки и в музеи, детально изучают определенную часть экспозиции. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами. Ребята обсуждают различные вопросы, обмениваются книгами, материалами, помогают советом и делом в разных трудностях. В поисках интересующих знаний или стремясь найти причину неудачи, подросток обращается к книгам и справочникам. Это очень важный шаг в развитии интереса и продуктивной деятельности: необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, т.е. путем самообразования. Нередко самостоятельная деятельность подростка содержит элементы творчества, его увлекает процесс создания нового и вообще сам процесс познания. При этом интеллектуальное развитие идет интенсивно, знания имеют глубокий характер, обширны по объему.

Именно в подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов. В каждом классе есть свои специалисты в разных отраслях знаний, к которым одноклассники обращаются за консультациями, просят быть арбитрами в споре. Значительный объем знаний у таких подростков — результат самостоятельной работы. Они относятся к знаниям и процессу познания как лично значимым и необходимым. Уже у некоторых пятиклассников существуют элементы самообразования. Обычно это дети, чьи родители уделяли и уделяют большое внимание развитию познавательных интересов и содержательным знаниям сына или дочери.

Нередко именно в таких условиях уже в начале подросткового возраста складываются определенные профессиональные намерения, а с 8-9 класса начинается деятельность по подготовке себя к будущему. В некоторых случаях своеобразно сочетаются игра, элементы самообразования и самовоспитания: мечта об определенной профессии, с одной стороны, воплощается в содержании ролевых игр и в выбираемых ролях, а с другой — определяет круг интересов и является стимулом в приобретении определенных знаний, умений, качеств.

Чем определеннее и устойчивее представление подростка о будущей профессии, тем раньше дифференцируются знания на "нужные" и "ненужные", "важные" и "неважные" — с соответственно отводимым на них временем. Уже у некоторых шестиклассников и семиклассников в числе "ненужных" и "неважных" оказываются предметы гуманитарного цикла, но зато сверх школьной программы усваиваются математика и физика, читается научно-популярная и специальная литература, посещаются кружки, создаются технические устройства. В целом же самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в определенном направлении и с четкой целью — овладеть содержанием, которое необходимо для собственной профессиональной деятельности в будущем. Поэтому самостоятельные занятия в настоящем имеют для подростка большой личный смысл.

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 5. Психологические особенности подростков