Глава 5. Психологические особенности подростков
- Глава 5. Психологические особенности подростков
- Интегральная характеристика личности подростка
- Центральное новообразование личности подростка и особенности его проявления
- Интеллектуальное развитие личности подростка
- Специфика подросткового общения Взаимоотношения подростка и взрослого.
- Взаимоотношение подростка со сверстниками
Интегральная характеристика личности подростка
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с актиыным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Эти процессы связаны с определенным уровнем развития самосознания подростков и старших школьников. В исследовании установлено, что при переходе от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны — в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие от прежнего двухполюсного (хороший — плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше: оно проявляется, во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.
Выявлены особенности личностной рефлексии в переходный период. личностную рефлексию следует рассматривать как механизм, как один из возможных вариантов познания подростком и юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа субъект приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Представления такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся раньше, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.
Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то она ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при цленаправленно организуемой воспитательной работе лишь потребность в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления.
Разумеется, возрастные психологические особенности по-разному выражены у различных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное свойство может оказаться доминирующим. Эти черты или свойства могут быть определяющими в общем поведении или в отдельных поступках. Изолированное рассмотрение одной или отдельных психологических особенностей не дает глубокого представления о личности в целом, конкретные особенности личности могут быть понятны в органической связи ее черт друг с другом, т.е. необходимо учитывать соотношение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет оптимальным образом организовывать процесс их воспитания.
Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода.
Подросток постоянно пытается испробовать, "чего он может добиться". Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но весь негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражении становится капиталом его самосознания. этим и объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, промериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое "я".
В подростковом возрасте формируется нравственные принципы, которыми ребенок начинает руководствоваться в поведении, упорно их отстаивать. с развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникают идеальные образы поведения. Нравственный идеал подростка — это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему "возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием" (Л.И. Божович)
Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал — "делать жизнь с кого? ". В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношении к своим обязанностям, о их взаимоотношениях, оценок достоинств и недостатков взрослых, подростки начинают оценивать других людей не только раньше, но и строже, требовательнее, чем самих себя. Правда, оценивают они людей зачастую по отдельным действиям, поступкам или качествам, перенося эту оценку на личность в целом, более того, подростки порой оценивают поступки человека, не понимая их мотивов и целей, неумело обобщая недостатки взрослых и вынося скороспелые и максималистские суждения. Характерно, что если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей.
Формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека: "Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни" (С.Л. Рубинштейн). Переходный от подросткового к юношескому возраст синзетивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Вместе с тем этот процесс характерен лишь для части подростков, у большинства из них он находится в своей начальной стадии развития. так, ценностные ориентации в области социальных норм оказались сформированными к концу 9 класса лишь у 68% учащихся, причем у 23% они носят социально неадекватный характер. выявлено, что основным психологическим механизмом формирования ценностных ориентаций является усвоенный учащимися способ ориентировки в мире ценностей. В возрастной психологии подростковый возраст принято определять как период закрепления основных психологических структур и личностных образований. Поэтому обнаруженные возрастные особенности формирования ценностных ориентаций в данный переходный период, с одной стороны, говорят об определенном инфантилизме в личностном развитии, а с другой — открывают перед учителями и воспитателями возможность целенаправленного воздействия путем изменения содержания психологических механизмов, ответственных за характер и направленность ценностных ориентаций личности.
Дети подросткового возраста вполне способны к самостоятельной организации своей деятельности, решению важных вопросов повседневной жизни. Для них характерно развитие чувства долга, ответственности за поступки. В то же время у подростков нет еще вполне осознанной позиции по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества. отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков непрерывно меняется круг расширяющихся интересов, растет их дифференциация, глубина и сдержанность.