Глава 5. Психологические особенности подростков
- Глава 5. Психологические особенности подростков
- Интегральная характеристика личности подростка
- Центральное новообразование личности подростка и особенности его проявления
- Интеллектуальное развитие личности подростка
- Специфика подросткового общения Взаимоотношения подростка и взрослого.
- Взаимоотношение подростка со сверстниками
Интеллектуальное развитие личности подростка
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он уже обычно сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость, в одном виде деятельности, они не могут не обнаруживать ее в других видах.
В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. ребятам предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой — направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии, и научиться рассуждать в теоретическом плане. Именно эти новые и объективно самые трудные учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня — теоретического, формального, рефлексивного мышления.
Специфическое качество теоретического мышления — способность рассуждать гипотетико-дедуктивно, т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. На этом уровне все рассуждение, вплоть до заключения, идет в словесном плане, а его содержанием являются высказывания или в обычной системе знаков — в словах, или в особой знаковой системе, которая применяется, например, в математике. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребенка, начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.
Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создает ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако оно формируется не у всех. У разных учащихся может быть разным уровень и качество его реальной сформированности.
В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится возможным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно.
Понятийный, обобщенный и логически организованный материал по предметам математического цикла требует значительной интеллектуальной активности во время его первоначального усвоения, т.е. при объяснении учителем. Поэтому в подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, но это умение развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех учащихся. Практически выражены все свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация), уровень сформированности их соответствует в старшем подростковом возрасте. Достаточно активно развивается послепроизвольное внимание, поддерживаемое интересом и целенаправленной мотивацией. особенно сильна связь внимания и восприятия.
Интеллектуализация процессов восприятия — необходимое условие успешного усвоения любого учебного материала, в том числе и наглядного: чертежей, схем, рисунков. Невнимательное отношение к такому материалу и недооценка его важности достаточно распространены. Например, от умения "видеть" чертеж, "читать" его прямо зависит качество усвоения теоремы. Совершенно недостаточно просто запомнить чертеж и уметь его воспроизвести. Значимая информация может быть извлечена только при работе с ним, когда выделяются определенные связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие чертежа насыщается размышлением и качественно меняется.
В процессе и в результате усвоения научных понятий создается новое содержание мышления, новые формы интеллектуальной деятельности. Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие использование этих знаний. Именно решение задач по геометрии, физике и химии вызывает (особенно в начале) трудности у многих учащихся: они не умеют преобразовывать данные, видеть в них проявление известного закона, правила, теоремы.
Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развернутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приемами правильной работы над учебным материалом.
Распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков — установка на запоминание материала (а не на понимание) и привычка все заучивать путем неоднократного повторения. Для них типичен прием "задалбливания". Мышление как бы не участвует в запоминании. Установка на дословное материала — серьезный тормоз развития речи и, в частности, умения сформулировать и выразить мысль своими словами. Однако именно в подростковом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Возрастает число учащихся, применяющих приемы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приемов, их применение становится все более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приемов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения.
Умение логически обрабатывать материал — часто развивается у подростков стихийно, хотя и является специальной задачей учителя, т.к. от этого зависит не только успеваемость, но и возможность дальнейшего развития интеллекта.
Содержание понятия "учение" расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается. Однако отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. Отчетливо выделяются две крайние группы. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники или искусства. У некоторых подростков объем знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. В значительной мере сходна с такими учащимися обычно существующая группа способных, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивости, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно-продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания учебных предметов. У таких подростков ценные качества личности формируются в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ.
Оптимальные условия для интеллектуального развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом периоде появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становится источником познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возникает и начинает формироваться в подростковом периоде.