Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период
- Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период
- Младенческий возраст
- Характеристика детей раннего детского возраста
- Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Влияние игровой деятельности на развитие интеллекта
- Интеллектуальное развитие дошкольника
- Эмоционально-волевая сфера дошкольников.
- Психологическая готовность к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению
Современная школа не начинает обучения с нуля. Она рассчитывает на то, что дети приходят в I класс с достаточным кругом знаний и навыков, а главное — с развитым восприятием и мышлением, позволяющим систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Это предъявляет определенные требования к уровню умственного развития ребенка.
С приходом в школу ребенок сразу же попадает в группу сверстников, которые заняты общим серьезным делом. Это существенно отличает школьную группу от группы детского сада. Взаимоотношения между школьниками строятся на иной основе, чем в детском саду, — положение ребенка в классе определяется другими критериями, прежде всего его успехами в учении. Для того чтобы в этих условиях суметь войти в коллектив, ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, развитым чувством товарищества.
Легко увидеть, что психологическая готовность к школе, какую бы ее сторону мы ни взяли, — это итог всего предшествующего психического развития ребенка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.
Большинство детей, достигающих семилетнего возраста, стремятся к положению школьника, но не во всех случаях они достаточно ясно представляют себе, в чем это положение состоит. Иногда их привлекает чисто внешняя сторона дела — хочется иметь ранец, считаться большим, получать отметки и т. д. По-настоящему готовым к положению школьника оказывается такой ребенок, которого школа привлекает не внешними аксессуарами, а возможностью получать новые знания, т. е ребенок с достаточно развитыми познавательными интересами. Только на этой основе дети оказываются способными достаточно ответственно относиться к своим школьным обязанностям. Однако одного желания быть школьником и серьезного отношения к учебе недостаточно: ведь нужно еще суметь подчинить этому желанию, этому отношению ситуативные побуждения, заставить себя быть внимательным на уроке, учить порой скучноватые правила, упорно обдумывать решение трудной задачи. Иными словами, будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, в частности своей познавательной деятельностью, направлять ее на решение учебных задач.
И.В. Дубровина выделила три аспекта школьной зрелости:
1. интеллектуальная зрелость, она включает:
- дифференцированность восприятия (перцептивная зрелость);
- концентрация внимания;
- аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между предметами и явлениями;
- возможность логического запоминания;
- умение воспроизводить образец;
- развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации (понимаемая таким образом зрелость отражает, в сущности, созревание структур головного мозга).
2. эмоциональная зрелость — в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательную работу.
3. социальная зрелость — рассматривается как потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Л.И. Божович выделила еще один аспект психологической готовности — это мотивационная готовность ребенка к школе, представленная в двух видах:
- широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с другими, в их оценке и одобрении, желании ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (это сугубо исторические мотивы, предвосхищающие будущее положение в обществе);
- мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные мотивы, т.е. потребность в интеллектуальной активности и потребность в новых знаниях, умениях, навыках.
По мнению Л.И. Божович обозначенные выше мотивы формируют «внутреннюю позицию школьника» и могут выступать в качестве своеобразного критерия готовности ребенка к школьному обучению. Это качество как психическое новообразование возникает на переходном рубеже от дошкольного к младшему школьному возрасту и представляет комплексное образование, состоящее из двух потребностей: познавательной и потребности в общении. Реализация этих потребностей фиксируется в произвольном поведении ученика как субъекта учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин выделил ряд предпосылок, обеспечивающих, по его мнению, успешность обучения на начальном этапе:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
С поступлением ребенка в школу наступает совершенно новый этап его жизни. И к этому этапу он должен быть достаточно подготовлен. Прежде всего, ребенок должен быть готов выполнять серьезную деятельность, дающую ему не только новые права, но и налагающую нелегкие обязанности. Маленький школьник вправе рассчитывать на уважение окружающих к его учебным занятиям и сам обязан систематически выполнять все задания учителя, вести себя в соответствии со школьными правилами независимо от того, хочет он этого в данный момент или нет.
- << Назад
- Вперёд