Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период
- Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период
- Младенческий возраст
- Характеристика детей раннего детского возраста
- Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Влияние игровой деятельности на развитие интеллекта
- Интеллектуальное развитие дошкольника
- Эмоционально-волевая сфера дошкольников.
- Психологическая готовность к школьному обучению
Младенческий возраст
На этот период жизни приходится наиболее быстрый физический рост, меняются пропорции тела, развивается костно-мышечная и нервная система.
В течение 1 года жизни рост младенца увеличивается наполовину.
К концу 4 мес. вес тела удваивается, а к концу первого года жизни — утраивается. Формируются все основные структуры детского организма. Кости мягкие, гибкие. Мышцы слабы и неразвитые.
Зубы формируются на 6 неделе у плода. К моменту рождения уже есть в зачатке все 12 молочных зубов. Некоторые рождаются с1 зубом, а бывает, что 1 зуб появляется к 1,5 годам. В подавляющем большинстве первый зуб вырастает на 7 месяце.
К 6 месяцу вес коры головного мозга составляет 50% ее величины у взрослого. К концу первого года жизни вес детского мозга достигает 60% взрослого. Кора уже начинает в какой-то мере управлять всем организмом ребенка, и многие первичные безусловные рефлексы исчезают.
В настоящее время существует множество оценочных шкал, характеризующих нормальное физическое и психическое развитие ребенка.
Нормы (шкала Франкенбурга) отражают последовательность овладения двигательными навыками и представляют среднестатистический вариант, без учета индивидуальности. Знание нормы помогает своевременно заметить серьезные отклонения в развитии и вовремя заняться коррекцией восстановительных функций.
2 мес. — переворачивается самостоятельно на живот, держит головку;
3 мес. — активность при игре с координацией движений; манипулирование предметами: хватание, бросание, трясение…..
4 мес. — сидит поддерживаемый взрослыми;
5 мес. — сидит самостоятельно;
6 мес. — манипулирует с предметами сидя;
7 мес. — садится самостоятельно без посторонней помощи;
8 мес. — сидит, держась за руку;
9 мес. — стоит возле стула, стола;
10 мес. — ползает;
11 мес. — первые шаги, держась за руку;
12 мес. — первые самостоятельные шаги.
В этот период развития происходит формирование координационной системы «глаза — руки» и протекает в несколько этапов:
новорожденный — хватательные рефлекторны движения.
2 мес. — умеют стучать по предметам сжатым кулачком, соединяя в этих действиях движения рук, ног и глаз. Умеют хватать предметы, попадающие им в руку и подносить ко рту.
4 мес. — тянут руки целенаправленно к определенному понравившемуся предмету.
5 мес. — развивается навык зрительного управления движениями рук, могут достать (схватить) нужный предмет, глядя на него; здесь уже просматривается связь зрительной и двигательной систем.
9 мес. — умеют хватать маленькие предметы, небольшие порции пищи (например, яблоко, морковь и подносить ко рту).
10 и далее- появляется способность манипулировать различными предметами с использованием обеих рук; бросать предметы в определенном направлении; просматривается доминирование руки.
Складывающаяся у малыша в 1 год жизни система чувственного восприятия и опыт взаимодействия с различными объектами окружающего мира способствует тому, что он начинает ощущать себя центром этого мира. Благодаря этому у него вырабатываются такие способности как умение сосредоточиться, запомнить предмет восприятия, а также освоить связи типа «предмет — звук». От рождения до года в той или иной мере развиваются все сенсорные способности, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение.
Ориентировочные этапы развития процесса восприятия
2 мес. — обладает двухцветным зрением, начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные фрагменты.
3 мес. — обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии; слышит и имитирует высокие и низкие звуки.
4 мес. — связывает голос матери с ее лицом и звуки — с их источником; отличает голос матери от голоса отца, незнакомых людей; различает предметы в вертикальном и наклонном положении.
5- 6 мес. — различает разные положения предметов (вверх, вниз, наклонные); отличает лицо матери от лиц незнакомых людей; способен воспринимать постоянство размеров объектов.
7 мес. — активизируется зрительная и двигательная системы; восприятие глубины.
8- 10 мес. — восприятие постоянства формы объектов.
10- 12 мес. — опознает предметы, прикасаясь к ним; умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.
В этом возрасте, согласно теории Ж.Пиаже, закладываются первые мыслительные схемы, позволяющие детям управлять своими действиями. Развивается способность к усвоению информации, поступающей из окружающей среды. Способность к усвоению позволяет детям сначала укладывать информацию в имеющиеся у них схемы (на основе врожденных рефлексов), без изменения самой схемы. И, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей.
Это позволяет постоянно совершенствовать навыки, рационально используя информацию, адаптироваться в окружающей среде.
Социальное общение
Именно в этом возрасте у детей формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру — к людям, вещам, явлениям и т.д., которое многие из них пронесут через всю жизнь.
Если родители, воспитатели относятся к малышу с любовью, чутко реагируя на его естественные потребности — это чувство доверия формируется более успешно, а недоверие — уступает место привязанности.
При дефиците внимания и жестком обращении у ребенка формируется недоверие, боязнь окружающих, формирование чувства отверженности и отчуждения.
Ученые выделяют три фазы процесса формирования детской привязанности:
1 — малыш ищет близости с любимым человеком;
2 — малыш учится отличать знакомых от незнакомых;
3 — чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша; он с ними устанавливает доверительные отношения.
В рамках общения со взрослыми уже на 2-3 мес. появляются первые предпосылки речи — детский лепет. Сначала это простые звуки, постепенно они формируются в первые слова «папа», «мама». В первых звуках ребенка заключаются все фонемы известных звуков, т.е. ребенок может приспособиться к любой речи и к любому языку. К концу периода младенчества ребенок начинает понимать некоторые слова. При этом он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором говорят взрослые или даже производит действия с предметами по указанию взрослых.
Стадии развития речи:
· плач — первый плач — результат рефлекторного действия. В месяц ребенок плачет с определенной целью: сообщить о голоде, боли, о желании обратить на себя внимание и т.д.;
· воркование (гуление) — произношение гласных звуков с растяжкой звуков в 2–3 месяца. Появляется тогда, когда ребенок спокоен, чувствует себя комфортно;
· лепет — появляется ориентировочно в 5–6 месяцев, расширяется число произносимых звуков, включаются согласные, происходит их комбинация в сочетания «ма-ма», «ба-ба» и т.п., она случайны и неосмысленны.
Воркуют, произнося звуки и глухие младенцы, однако как считают ученые, постепенно они теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать собственного голоса.
К 8–9 месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка, имитируя людей из своего социального окружения. Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и осознанно употреблять свои первые слова.
В младенчестве обучение и воспитание носит стихийный характер, тем не менее, уже в раннем детстве ребенка обучают ходить, пользоваться предметами, наблюдать, запоминать. Уже в этом возрасте взрослые преподносят ребенку элементарные формы воспитания, характерные для данной исторической эпохи.
Особенностью данного периода является то, что психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.
Ребенок оживляется при появлении взрослого, плачет, когда его нет.
Многочисленные исследования советских психологов говорят о том, что жизнь ребенка в этот период целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает. Взрослый удовлетворяет потребности и в активной психической жизни ребенка: ребенок заметно оживляется, когда его берет на руки взрослый, перемещается в пространстве он так же с помощью взрослого. Это перемещение в пространстве позволяет ему знакомиться с большим количеством новых предметов, что расширяет его познание окружающего мира. Взрослый выступает для него в качестве посредника в его общении с окружающим миром.
Основной формой общения ребенка и взрослого является совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого.
Социальное общение способствует формированию привязанности в большей степени, чем своевременной кормление, т.к. это чувство носит сугубо человеческий характер (дети в домах малютки, отказники — ЗПР). Малыш одинаково сильно может быть привязан к отцу и матери.
В общении формируются положительные и отрицательные эмоции. К 9 месяцам малыш способен проявлять целую гамму разнообразных эмоций: интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, радость и другие. Дети выражают эти эмоции в улыбке, слезах и потенциально в смехе.