Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период

Младенческий возраст

На этот период жизни приходится наиболее быстрый физический рост, меняются пропорции тела, развивается костно-мышечная и нервная система.

В течение 1 года жизни рост младенца увеличивается наполовину.

К концу 4 мес. вес тела удваивается, а к концу первого года жизни — утраивается. Формируются все основные структуры детского организма. Кости мягкие, гибкие. Мышцы слабы и неразвитые.

Зубы формируются на 6 неделе у плода. К моменту рождения уже есть в зачатке все 12 молочных зубов. Некоторые рождаются с1 зубом, а бывает, что 1 зуб появляется к 1,5 годам. В подавляющем большинстве первый зуб вырастает на 7 месяце.

К 6 месяцу вес коры головного мозга составляет 50% ее величины у взрослого. К концу первого года жизни вес детского мозга достигает 60% взрослого. Кора уже начинает в какой-то мере управлять всем организмом ребенка, и многие первичные безусловные рефлексы исчезают.

В настоящее время существует множество оценочных шкал, характеризующих нормальное физическое и психическое развитие ребенка.

Нормы (шкала Франкенбурга) отражают последовательность овладения двигательными навыками и представляют среднестатистический вариант, без учета индивидуальности. Знание нормы помогает своевременно заметить серьезные отклонения в развитии и вовремя заняться коррекцией восстановительных функций.

2 мес. — переворачивается самостоятельно на живот, держит головку;

3 мес. — активность при игре с координацией движений; манипулирование предметами: хватание, бросание, трясение…..

4 мес. — сидит поддерживаемый взрослыми;

5 мес. — сидит самостоятельно;

6 мес. — манипулирует с предметами сидя;

7 мес. — садится самостоятельно без посторонней помощи;

8 мес. — сидит, держась за руку;

9 мес. — стоит возле стула, стола;

10 мес. — ползает;

11 мес. — первые шаги, держась за руку;

12 мес. — первые самостоятельные шаги.

В этот период развития происходит формирование координационной системы «глаза — руки» и протекает в несколько этапов:

новорожденный — хватательные рефлекторны движения.

2 мес. — умеют стучать по предметам сжатым кулачком, соединяя в этих действиях движения рук, ног и глаз. Умеют хватать предметы, попадающие им в руку и подносить ко рту.

4 мес. — тянут руки целенаправленно к определенному понравившемуся предмету.

5 мес. — развивается навык зрительного управления движениями рук, могут достать (схватить) нужный предмет, глядя на него; здесь уже просматривается связь зрительной и двигательной систем.

9 мес. — умеют хватать маленькие предметы, небольшие порции пищи (например, яблоко, морковь и подносить ко рту).

10 и далее- появляется способность манипулировать различными предметами с использованием обеих рук; бросать предметы в определенном направлении; просматривается доминирование руки.

Складывающаяся у малыша в 1 год жизни система чувственного восприятия и опыт взаимодействия с различными объектами окружающего мира способствует тому, что он начинает ощущать себя центром этого мира. Благодаря этому у него вырабатываются такие способности как умение сосредоточиться, запомнить предмет восприятия, а также освоить связи типа «предмет — звук». От рождения до года в той или иной мере развиваются все сенсорные способности, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение.

Ориентировочные этапы развития процесса восприятия

2 мес. — обладает двухцветным зрением, начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные фрагменты.

3 мес. — обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии; слышит и имитирует высокие и низкие звуки.

4 мес. — связывает голос матери с ее лицом и звуки — с их источником; отличает голос матери от голоса отца, незнакомых людей; различает предметы в вертикальном и наклонном положении.

5- 6 мес. — различает разные положения предметов (вверх, вниз, наклонные); отличает лицо матери от лиц незнакомых людей; способен воспринимать постоянство размеров объектов.

7 мес. — активизируется зрительная и двигательная системы; восприятие глубины.

8- 10 мес. — восприятие постоянства формы объектов.

10- 12 мес. — опознает предметы, прикасаясь к ним; умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.

В этом возрасте, согласно теории Ж.Пиаже, закладываются первые мыслительные схемы, позволяющие детям управлять своими действиями. Развивается способность к усвоению информации, поступающей из окружающей среды. Способность к усвоению позволяет детям сначала укладывать информацию в имеющиеся у них схемы (на основе врожденных рефлексов), без изменения самой схемы. И, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей.

Это позволяет постоянно совершенствовать навыки, рационально используя информацию, адаптироваться в окружающей среде.


Социальное общение

Именно в этом возрасте у детей формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру — к людям, вещам, явлениям и т.д., которое многие из них пронесут через всю жизнь.

Если родители, воспитатели относятся к малышу с любовью, чутко реагируя на его естественные потребности — это чувство доверия формируется более успешно, а недоверие — уступает место привязанности.

При дефиците внимания и жестком обращении у ребенка формируется недоверие, боязнь окружающих, формирование чувства отверженности и отчуждения.

Ученые выделяют три фазы процесса формирования детской привязанности:

1 — малыш ищет близости с любимым человеком;

2 — малыш учится отличать знакомых от незнакомых;

3 — чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша; он с ними устанавливает доверительные отношения.

В рамках общения со взрослыми уже на 2-3 мес. появляются первые предпосылки речи — детский лепет. Сначала это простые звуки, постепенно они формируются в первые слова «папа», «мама». В первых звуках ребенка заключаются все фонемы известных звуков, т.е. ребенок может приспособиться к любой речи и к любому языку. К концу периода младенчества ребенок начинает понимать некоторые слова. При этом он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором говорят взрослые или даже производит действия с предметами по указанию взрослых.

Стадии развития речи:

· плач — первый плач — результат рефлекторного действия. В месяц ребенок плачет с определенной целью: сообщить о голоде, боли, о желании обратить на себя внимание и т.д.;

· воркование (гуление) — произношение гласных звуков с растяжкой звуков в 2–3 месяца. Появляется тогда, когда ребенок спокоен, чувствует себя комфортно;

· лепет — появляется ориентировочно в 5–6 месяцев, расширяется число произносимых звуков, включаются согласные, происходит их комбинация в сочетания «ма-ма», «ба-ба» и т.п., она случайны и неосмысленны.

Воркуют, произнося звуки и глухие младенцы, однако как считают ученые, постепенно они теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать собственного голоса.

К 8–9 месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка, имитируя людей из своего социального окружения. Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и осознанно употреблять свои первые слова.

В младенчестве обучение и воспитание носит стихийный характер, тем не менее, уже в раннем детстве ребенка обучают ходить, пользоваться предметами, наблюдать, запоминать. Уже в этом возрасте взрослые преподносят ребенку элементарные формы воспитания, характерные для данной исторической эпохи.

Особенностью данного периода является то, что психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Ребенок оживляется при появлении взрослого, плачет, когда его нет.

Многочисленные исследования советских психологов говорят о том, что жизнь ребенка в этот период целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает. Взрослый удовлетворяет потребности и в активной психической жизни ребенка: ребенок заметно оживляется, когда его берет на руки взрослый, перемещается в пространстве он так же с помощью взрослого. Это перемещение в пространстве позволяет ему знакомиться с большим количеством новых предметов, что расширяет его познание окружающего мира. Взрослый выступает для него в качестве посредника в его общении с окружающим миром.

Основной формой общения ребенка и взрослого является совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого.

Социальное общение способствует формированию привязанности в большей степени, чем своевременной кормление, т.к. это чувство носит сугубо человеческий характер (дети в домах малютки, отказники — ЗПР). Малыш одинаково сильно может быть привязан к отцу и матери.

В общении формируются положительные и отрицательные эмоции. К 9 месяцам малыш способен проявлять целую гамму разнообразных эмоций: интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, радость и другие. Дети выражают эти эмоции в улыбке, слезах и потенциально в смехе.

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период