Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период

 Психологические особенности развития личности в дошкольный период

Период новорожденного


В течение первых 4–6 недель после рождения ребенок называется новорожденным.

Этот период — время трудного перехода от комфортного существования в материнской утробе к новым условиям жизни. Процесс адаптации очень сложный. Все зависит от того, насколько собственные анатомо-физиологические системы способны регулировать жизнедеятельность организма. Ребенок рождается совершенно беспомощным в отличие от животных и не способен к самостоятельному существованию.

Что из себя представляет новорожденный? Кожа сморщенная, бледная (даже у чернокожих), в пятнах; у многих густые, тонкие волосы. Волосы могут быть на ушках, на спинке. Веки, как правило, припухшие, глаза серые (позже их цвет меняется и не однажды). Средний вес — 3,0–3,5 кг; рост — около 50 см. К моменту рождения костная система не развита, кости мягкие, гибкие, слабые. Это касается и черепа; на нем имеются «роднички» — мягкие участки тканей ромбовидной формы. Они позволяют черепным костям как бы перекрывать друг друга, приспосабливая голову ребенка к родам.

Двигательная система, кровеносная, пищеварительная способны функционировать самостоятельно, сразу же в момент появления ребенка на свет, если нет никакой патологии.

Установлено 6 разных состояний младенца:

1. Глубокий сон: глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, дыхание замедлено (в момент засыпания и пробуждения);

2. Неглубокий сон: глаза закрыты, мышцы лица подергиваются, глазные яблоки перемещаются под веками;

3. Состояние дремы: глаза тускнеют, на них появляется поволока, дыхание не ритмично, движения замедлены (в момент засыпания и пробуждения);

4. Бодрствование пассивное: дети словно рассматривают различные предметы, двигая при этом головкой, ручками и ножками;

5. Активность в состоянии бодрствования: двигательная активность всего тела, глаза открыты, дыхание не регулярное;

6. Плач: часть времени бодрствования сопровождается плачем; продолжительность различна, причин много.

Новорожденный спит обычно 17 — 20 часов в сутки, причем 75% приходится на неглубокий сон, прерываемый периодами бодрствования (боль, голод, дискомфорт).

Бодрствует 4 — 7 часов, из них 2–3 часа — это пассивное бодрствование. В любом случае временные нормативы являются условными, так как зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от условий, в которых он оказался.

Это все индивидуально!

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, их четкая выраженность позволяет дифференцировать норму и патологию в первые дни жизни ребенка.

Рефлекс Бабинского: пальцы стопы ребенка веерообразно расходятся, и стопа поворачивается при проведении рукояткой молоточка вдоль наружного края стопы.

Рефлекс Бабкина: ребенок поворачивает голову и открывает рот, когда ему надавливают на ладонь.

Хватательный рефлекс: наблюдается при поглаживании ладони; сжимает кулачки, цепляется. Хватка сильная, некоторые могут удерживать вес до 1 кг (исчезает после 6 мес.).

Рефлекс Моро: разведение в стороны рук и ног и их сведение в исходное положение в ответ на громкий звук.

Поисковый рефлекс: при поглаживании щеки — поворачивает голову в сторону прикосновения.

Плавательный рефлекс: совершает плавательные движения, когда лежит на животе.

Рефлекс ходьбы: проявляется при соприкосновении с твердой поверхностью ножек в вертикальном положении.

Сосательный рефлекс: проявляется после поискового.

Тонический шейный рефлекс: ребенок лежит на спине, голова повернута в сторону (обычно в правую), оба кулачка сжаты.

Рефлекс отдергивания: отдергивание ног при щекотании подошвы.

Простейшие рефлексы исчезают на первом году жизни, а некоторые остаются на всю жизнь: рефлекс мигания, вздрагивания, зевания и т.д.

Существует четкая зависимость между развитием мозга и исчезновением простейших рефлексов. Дело в том, что большинство простейших рефлексов регулируется средним мозгом, который развивается раньше других частей мозга. А когда у малыша начинает формироваться кора больших полушарий, значительная часть нервной системы переходит под ее контроль. Простейшие рефлексы отмирают, уступая место более совершенным, условным.

К трехнедельному возрасту ребенок оказывается готовым к формированию условных рефлексов.

Исследования показывают, что у новорожденного существует способность к восприятию, конечно, в зачаточной стадии. Им свойственны все виды ощущений, причем, как считают ученые, первые 4 недели — самый значимый период в развитии этих способностей.

Зрение. Глаза способны реагировать на цвет разной интенсивности; замечено, что ребенок отворачивает голову или закрывает глаза от яркого неожиданного света. Может направлять взгляд в одну точку, расположенную на расстоянии 20 — 25 см. Умеет следить за движущимися предметами, особенно яркими; различать многие предметы, цвета. Больше нравится разглядывать полосатые предметы и узоры (шахматные), чем однотонные, различают цветные, черные и белые объекты.

Слух. Различают голоса, музыку и т.п. С самого рождения способны соотносить процесс «смотрения» и «слушания» (услышав звук, поворачивает голову, глаза в направлении источника, может следить за его перемещением). Этот комплекс сенсорного соединения, как считают некоторые специалисты, является врожденным. К четвертой неделе умеют распознавать часто звучащие голоса и звуки речи (особенно матери).

Обоняние. Способны различать запахи, например растительного масла, употребляемые в медицине, об этом свидетельствует изменение частоты дыхания младенца. Установлено также, что двигательная активность и частота дыхания новорожденного увеличивается при воздействии различных раздражителей (отворачиваются или наоборот поворачиваются к источнику запаха в зависимости от того, какие эмоции это вызывает).

Осязание. Чувствует прикосновения, еще находясь в утробе матери. Новорожденные реагируют на холод, боль, тепло, прикосновение; считается, что у девочек чувствительность выше, чем у мальчиков.

Вкус. Новорожденный ребенок различает 4 основных вкуса: кислый, соленый, сладкий, горький. Эксперименты показывают, что младенцам больше нравятся сладкие напитки — от остальных они просто отказываются.

Период новорожденного по продолжительности очень короткий, но и достаточно важный, т.к. в это время устанавливается система взаимоотношений «ребенок — родитель». Особенно опыт первых мгновений общения закладывает фундамент «симпатий и антипатий» для всей последующей жизни ребенка в новом для него мире.

Результаты многочисленных исследований позволяют предположить, что сразу же после родов для родителей, особенно для матери, наступает период особых эмоциональных отношений с ребенком.

Американские психологи утверждают, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности. Причем сензитивный период этой привязанности для новорожденных измеряется в 1,5 часа после рождения, и заключается в «пристальном разглядывании» друг
друга — матери и младенца. Устанавливается первый зрительный контакт.

В серии проведенных экспериментов сравнивали матерей, начавших общаться с детьми сразу после родов и тех, общение которых по каким-либо причинам было прервано. Через месяц после выписки из роддома у этих двух групп матерей были выявлены определенные различия в отношениях с детьми.

У матерей первой группы эмоциональный контакт был выражен значительно сильней: они предпочитали сами ухаживать за детьми, внимательно смотрели за ними, больше ласкали, вскармливание детей было исключительно грудным. Дети меньше капризничали, раньше начали улыбаться, хорошо спали и кушали.

Проведенные через 5 лет исследования показали, что дети из первой группы имели более высокие показатели умственного развития, быстрее осваивали речь, обладали стабильностью эмоционального состояния.

Согласно периодизации психического развития основное психическое новообразование данного периода — комплекс оживления. Он характеризуется эмоциональной и двигательной активностью ребенка при появлении близкого человека, в первую очередь матери: улыбается, поворачивает головку, двигает радостно ручками и ножками, издает звуки.

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 3. Психологические особенности развития личности в дошкольный период