Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3 — 13.1. Государство и экономика: их взаимоотношение
- Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3
- 11.1. Ассоциации как объединения корпораций
- 11.2. Холдинг
- 11.3. Финансово — промышленные группы.
- 11.4. Концерны, картели, синдикаты, тресты
- Тема № 12. Банкротство субъектов корпоративного права.
- Лекция №13. Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности
- 13.1. Государство и экономика: их взаимоотношение
- 13.2. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
- 13.3. Международно-правовое регулирование бизнеса
- 13.4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
- 13.5. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
- 13.6. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
- 14.1. Социальная ответственность корпораций
- 14.2. Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
- 14.3. Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
- 14.4. Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
- 14.5. Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
- Рекомендуемая литература по курсу Корпоративное право
- рекомендуемая литература для подготовки к семинарским и практическим занятиям
1. Государство и экономика: их взаимоотношение
Государство, являясь верховным распорядителем, имело целью не то, чтобы подчинить все частные союзы своим целям, а с то, чтобы дать им охрану и защиту
Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных.
О том, что определенное вмешательство в экономику — это норма жизни каждого государства, говорилось множество раз, причем представителями разных экономических течений. Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись.
Исключительную роль в формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929–1933 гг. В условиях, когда объем производства упал почти вдвое, замерла международная торговля, миллионы людей оказались безработными, государства были вынуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования.
Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи книги на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой депрессии (так обществоведы именуют период экономического кризиса 1929–1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок — иллюзии и что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж. М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйствования — налоги и расходы, а также денежная система — могут использоваться для стабилизации экономики.
Западные экономисты обосновывают возникновение и развитие экономических функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:
1) у членов общества всегда существовали общественные потребности социального и экономического плана, которые рынок не способен был удовлетворить;
2) само общество никогда не было однородным, и именно государственные структуры, облеченные властью, призваны были сгладить, примирить, ограничить, подчинить во имя общественного равновесия и блага противоречивые интересы различных классов, групп людей.
Общественные потребности и общественные интересы индивидов, с одной стороны, и масштабы ограничения индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, — анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих теорий о государстве, о его экономических и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной вовлеченности в экономическую жизнь и, следовательно, о соотношении рынка и государственного регулирования экономики.
Упомянем лишь некоторых ученых, исследовавших этот вопрос, и их главные идеи.
Определенный вклад в развитие теории, определяющей пределы государственной «вовлеченности», связывают с именами шведских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. Отталкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформулировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.
Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе». Такой подход с особой очевидностью проявился по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле «Япония — единое АО». С этих позиций открытие новых возможностей и возрастание роли государства непосредственно зависит от удельного веса государственной собственности в совокупном капитале, обусловливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается с выполнением социальных функций. Активно осуществляя экономические и социально-политические функции, государство в данном случае ведет себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие условия хозяйствования и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций», присваивает через налоговую систему значительную часть вновь созданной стоимости. В свою очередь индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.
Итак, разные подходы позволяют по-разному объяснить объективно существующий процесс государственного регулирования экономики, который с развитием общества становится все более интенсивным.
Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве — это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.