Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3 — 11.3. Финансово — промышленные группы.
- Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3
- 11.1. Ассоциации как объединения корпораций
- 11.2. Холдинг
- 11.3. Финансово — промышленные группы.
- 11.4. Концерны, картели, синдикаты, тресты
- Тема № 12. Банкротство субъектов корпоративного права.
- Лекция №13. Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности
- 13.1. Государство и экономика: их взаимоотношение
- 13.2. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
- 13.3. Международно-правовое регулирование бизнеса
- 13.4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
- 13.5. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
- 13.6. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
- 14.1. Социальная ответственность корпораций
- 14.2. Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
- 14.3. Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
- 14.4. Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
- 14.5. Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
- Рекомендуемая литература по курсу Корпоративное право
- рекомендуемая литература для подготовки к семинарским и практическим занятиям
3. Финансово — промышленные группы.
К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования финансово — промышленных групп в промышленном комплексе России, относят:
необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
рост количества коммерческих банков и торговых фирм — потенциальных инвесторов промышленности, а также увеличение их финансовых активов;
наличие серьезного структурного и финансово — инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ и высоких технологий;
необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной продукции, в том числе государствами — участниками СНГ;
сложность и недостаточный опыт самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
потерю значительной части внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.
Финансово — промышленная группа это — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово — промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест
(Ф Закон о ФПГ от 30.11.1995 № 190 — ФЗ).
В настоящее время эти формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово — промышленной группы. При множественности вариантов организационно — правовых форм ФПГ основные из них заключаются в объединении участников группы вокруг:
коммерческой организации, имеющей в качестве имущества одно или несколько промышленных предприятий;
коммерческой организации, основным видом деятельности которой является торговля;
коммерческого банка.
Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип ФПГ, эти группы могут также различаться:
по формам производственно — хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);
по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);
по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).
Участниками финансово — промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово — промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово — промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово — промышленную группу.
В состав финансово — промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово — промышленной группе не допускается.
Среди участников финансово — промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Финансово — промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово — промышленные группы.
В случае создания транснациональной финансово — промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово — промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово — промышленной группы устанавливаются указанными
Совокупность юридических лиц, образующих финансово — промышленную группу, приобретает статус финансово — промышленной группы по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации.
Для государственной регистрации центральная компания финансово — промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:
заявку на создание финансово — промышленной группы
(по форме, установленной Правительством Российской Федерации);
договор о создании финансово — промышленной группы (за исключением финансово — промышленных групп, образуемых основным и дочерними обществами);
нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию финансово — промышленной группы;
организационный проект;
нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;
заключение федерального антимонопольного органа.
Решение о государственной регистрации финансово — промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным государственным органом.
Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово — промышленной группы с обязательным включением слов "финансово — промышленная группа", "транснациональная финансово — промышленная группа" или "межгосударственная финансово — промышленная группа", и включением в государственный реестр финансово — промышленных групп.
Использование слов "финансово — промышленная" в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансово — промышленной группы, не допускается.
Словосочетания "финансово — промышленная" и "промышленно — финансовая" равноправны.
Договор о создании финансово — промышленной группы должен определять:
наименование финансово — промышленной группы;
порядок и условия учреждения центральной компании финансово — промышленной группы как юридического лица в определенной организационно — правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово — промышленной группы;
порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово — промышленной группы;
порядок внесения изменений в состав участников финансово — промышленной группы;
объем, порядок и условия объединения активов;
цель объединения участников;
срок действия договора.
Организационный проект финансово — промышленной группы — пакет документов, представленный центральной компанией финансово — промышленной группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности финансово — промышленной группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово — промышленной группы.
Исчерпывающий объем требований к организационному проекту финансово — промышленной группы устанавливается Правительством Российской Федерации.