Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3 — 11.2. Холдинг
- Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3
- 11.1. Ассоциации как объединения корпораций
- 11.2. Холдинг
- 11.3. Финансово — промышленные группы.
- 11.4. Концерны, картели, синдикаты, тресты
- Тема № 12. Банкротство субъектов корпоративного права.
- Лекция №13. Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности
- 13.1. Государство и экономика: их взаимоотношение
- 13.2. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность
- 13.3. Международно-правовое регулирование бизнеса
- 13.4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью
- 13.5. Косвенное влияние государства на деятельность корпораций
- 13.6. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности
- 14.1. Социальная ответственность корпораций
- 14.2. Юридическая ответственность корпораций за нарушение норм корпоративного права
- 14.3. Ответственность директоров и управляющих при нарушении корпоративных норм
- 14.4. Ответственность акционеров, персонала за нарушение корпоративных норм
- 14.5. Ответственность государственных органов за нарушение корпоративных норм
- Рекомендуемая литература по курсу Корпоративное право
- рекомендуемая литература для подготовки к семинарским и практическим занятиям
2. Холдинг.
В Гражданском кодексе РФ понятие холдинговой компании отсутствует. Ее определение можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ N 1392 от 16 ноября 1992 г. Этот документ регламентирует правовой режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством. Мы же рассмотрим некоторые аспекты создания и деятельность.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Последние становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.
холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами — участниками холдинга.
Классификацию холдингов можно проводить по различным основаниям.
В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно только держателем акций (или долей участия) дочерних обществ, не занимаясь при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:
1) чистые холдинги;
2) смешанные холдинги.
В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга.
В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность.
Таким образом, холдинговая компания представляет собой не определенную корпоративным законодательством специально созданную структуру. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает его денежный оборот, возникает необходимость в подразделении компании (определенной иерархии), в дочерних предприятиях, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей. При такой ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна почти для всех российских предприятий малого и среднего бизнеса.
Основная задача холдинговой компании — эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления — упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления — головной компании и как следствие — увеличение прибыли компании и снижение потерь.
Образование холдингов происходит двумя путями. 1. — по инициативе и под контролем государства.2. в процессе слияния и поглощения акционерных обществ посредством выкупа контрольного пакета акций.
К первым можно отнести РАО (ЕЭС, Газпром, и т.п.), ко вторым частные промышленные и банковские структуры (Лукойл, ЮКОС и т.п.).