Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3 — 14.1. Социальная ответственность корпораций

1. Социальная ответственность корпораций

Предпринимательство по праву называют «локомотивам истории». Эта роль связана не только с тем, что, будучи озабоченными получением прибыли, предпринимательские корпорации в итоге способствуют повышению благосостояния всего общества, но и с тем, что в последнее время в развитых промышленных странах корпоративные структуры начинают прямо и непосредственно ощущать свою ответственность перед обществом. Как заявил председатель совета директоров и главный управляющий компании «Дженерал Электрик» Р. Джонс, «политика в отношении общества и социальные проблемы не являются более оторванными от планирования и управления бизнесом, но тесно с ними связаны».

Хотя многие и склонны осудить предпринимательство за его развращающее воздействие, в конечном счете корпорации состоят из конкретных людей, которые принимают или, по крайней мере, должны принимать решения исходя из своих нравственных установок. Если каждый индивид будет поступать в соответствии с этическими нормами, то и организация будет вести себя ответственно. Главным образом надо добиваться того, чтобы каждый человек продумывал последствия своих поступков и делал правильный выбор.

Одни корпорации, озабоченные своей социальной ответственностью, утверждают у себя этические кодексы, определяющие ценности и принципы, которыми следует руководствоваться при принятии решений. На других проводятся занятия с целью обучения персонала разрешению трудных этических ситуаций. На многих фирмах при приеме на работу проверяют добросовестность потенциального служащего. Самый простой для этого способ — задать на собеседовании вопросы, которые хоть в какой-то степени позволят выявить моральные качества и принципы претендента.

Процесс создания крупных корпораций в западных странах начался в XIX веке. Именно эти корпорации на сегодняшний день являются центральным элементом экономической жизни. За время их существования, на протяжении почти уже двух веков, менялось и отношение к ним общества.

Вначале на корпорации посматривали с недоверием и неприятием. Это было обусловлено их негативным воздействием на жизнь людей в определенных сферах. Вспомним, что на первом этапе становления корпоративного строя крупные корпорации практически во всех странах создавались под неусыпным оком государства и только по разрешению государственных органов. В значительной же мере антипатия к корпорациям коренится в неверном представлении о том, что есть корпорация и какова ее роль в экономической системе.

Роль корпораций как гаранта благосостояния и высокого качества жизни обычного человека, ставшая очевидной, впоследствии послужила причиной того, что стали возникать представления и ожидания, выходящие за рамки начальных целей корпораций, которые создавались как организации, стремившиеся к производству товаров и услуг с целью получения прибыли. Более того, эффективность, с которой отдельные корпорации производят услуги и товары, зачастую порождает ошибочные представления о том, что этим организациям подвластно все, в том числе решение социальных проблем. Однако так считать по крайней мере преждевременно. И все же вопрос о социальной ответственности корпораций вовсе не является надуманным. Так в чем же она выражается?

А. По отношению к потребителям. Потребители должны стать основной заботой корпораций. Без потребителей они просто не смогут существовать. В самом деле, для кого предназначаются товары и услуги корпораций? Кто оплачивает то, что создается в процессе труда всего коллектива корпорации? Потребители хотят получить от корпорации надежные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание. Оправдать ожидания потребителей — в этом и состоит социальная ответственность корпораций перед потребителями.

Б. По отношению к поставщикам. Крупные корпорации имеют в качестве поставщиков различные предприятия, но преимущественно мелкие. Все поставщики ожидают от сотрудничества со своими контрагентами справедливых отношений и, конечно, своевременных платежей. Это во много раз важнее для мелких поставщиков, финансовое положение которых таково, что не терпит задержек платежей по причине отсутствия у этих предприятий резервных средств.

В. По отношению к акционерам. Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения, как «поставщики» рискованного капитала. Они предоставляют капитал, необходимый для возникновения корпорации, ее развития и роста. Социальная ответственность корпорации по отношению к акционерам состоит в обеспечении своей прибыльности с тем, чтобы дать им возможность получить такой доход, который бы сделал привлекательным дальнейшее инвестирование в ее деятельность.

Г. По отношению к наемным работникам (персоналу). Раньше суть взаимоотношений администрации и наемных работников корпораций на Западе укладывалась в такую формулу: «Справедливая оплата за честную работу». В настоящее время характер их взаимоотношений усложнился. Теперь наемные работники ожидают не только справедливой оплаты своего труда. Их также заботят такие факторы, как равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего качества жизни. И действительно, практика показывает, что лучше работают те работники, которые получают справедливое вознаграждение, вовлекаются в процесс принятия решений, чувствуют себя комфортно (и физически, и психологически) на работе.

Д. По отношению к местному поселению. Корпорация существует не в «безвоздушном» пространстве. Ее окружают люди, для которых место расположения корпорации является жизненным пристанищем, где они дышат воздухом, живут, растят детей и т. д. Корпорации пользуются созданной этими людьми инфраструктурой и тем самым обеспечивают себе высокие прибыли. Вот почему местное население ждет от корпораций непосредственного участия в решении своих проблем' это касается образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, решения проблем окружающей среды и др. Именно здесь корпорация должна объяснять местному населению суть и характер своей деятельности.

Е. По отношению к обществу в целом. Деятельность корпораций, особенно крупных, таких, как, например, ВАЗ, — это объект пристального внимания со стороны различных правительственных структур, политических партий, средств массовой информации. От таких корпораций ждут посильного участия в решении социальных проблем. Своевременная и полная уплата ими налогов дает возможность государственным структурам решать возложенные на них социальные вопросы. В то же время главной обязанностью корпораций является их забота как нанимателя и создателя рабочих мест о собственной экономической жизнеспособности и качестве производимых товаров и услуг. Все это в конечном счете позволит предотвратить социальные катаклизмы и обеспечит стабильность в обществе.

Одним из инструментов реализации корпорациями социальной ответственности являются корпоративные нормы. К их числу относятся:

– кодекс поведения менеджеров и персонала (этические кодексы);

– нормы и правила, относящиеся к хранению конфиденциальной информации;

– ясные и точные нормы, касающиеся вознаграждения работников за труд, обеспечивающие свободу их самовыражения, равные корпоративные права;

– нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;

– установление таких процедур открытия и закрытия производства, его перепрофилирования, которые бы не нарушали права наемных работников и местного населения;

– нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров, проведение приемлемой политики ценообразования;

– нормы и правила, определяющие приоритетные направления в проведении благотворительной политики корпорации;

– программы, предусматривающие подготовку и обучение лиц, работающих в корпорации;

– другие.

Корпорации, которые стараются принимать социально ответственные решения, несут определенные издержки, поскольку деятельность, основанная на таких решениях, требует значительных материальных средств (например, установка очистных сооружений). Вот почему социальная ответственность имеет свои пределы. Ни одна корпорация, сколь бы мощной она ни была, не может здесь действовать по принципу: «сколько надо, столько и заплатим». Заплатив, сколько надо, за установку тех же очистных сооружений, компания может лишиться средств на выплату достойной заработной платы своим работникам. Может так случиться, что прибыльность корпорации упадет до того предела, когда придется ставить вопрос о банкротстве.

И вместе с тем ответственность по отношению к обществу делает корпорацию более жизнеспособной. Между бизнесом и обществом установилась следующая связь: долгосрочная жизнеспособность корпорации зависит от того, насколько успешно она несет свою ответственность перед обществом, частью которого сама является. И наоборот — благосостояние общества зависит от существования прибыльных и ответственных предпринимательских структур. Иными словами, экономическая деятельность корпораций должна быть наполнена социальным смыслом — так же как и социальная деятельность обязана быть подчинена интересам предпринимательства.

Вы здесь: Главная Право Гражданское право Лекции по дисциплине “Корпоративное право”. Часть 3