Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем — Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации
- Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем
- Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- Государственная политика в области создания информационных систем
- Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- Сертификация средств связи
- Правовое регулирование отношений в области Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Статус Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации
- Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- Конфиденциальная информация
- права и обязанности субъектов в области защиты информации
- Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- Интернет как виртуальная среда
- Правовые аспекты Интернет
- Особенности информационных правоотношений в Интернет
- Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- Области создания и распространения исходных документов
- Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Основные источники института интеллектуальной собственности
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки
- Авторское право на произведения науки, литературы и искусства
- Авторский договор
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных
- Имущественные права на программу для ЭВМ
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
Правовую основу первого направления правового обеспечения информационной безопасности составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции РФ.
«Статья 29 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» .
Законодатель имеет в виду, что свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т.е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации (см. содержание первого направления). Именно такие требования с точки зрения информационной безопасности должны применяться при формировании института массовой информации, учитываться при подготовке нормативных правовых актов в рамках этого института (см. гл. 13).
«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Эта норма прямого действия защищает личность и общество от сокрытия опасной информации.
«Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Это тоже норма прямого действия: защищает личность и общество от вредной и опасной информации конкретного, указанного вида.
Ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Это клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ (ст. 280), возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).
Нормы об ответственности за административные правонарушения содержатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Это, например, нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 405), нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание (ст. 408), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 4012), непредставление или неопубликование счета, сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 4017), непредставление сведений об итогах голосования (ст. 4024), нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации (ст. 171]).
Завершая рассмотрение первого направления правового обеспечения информационной безопасности, обратим внимание на то, что защита от воздействия недоброкачественной информации сосредоточена главным образом в нормах законодательства о средствах массовой информации, нормах Уголовного кодекса РФ и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.