Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем — Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем
- Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- Государственная политика в области создания информационных систем
- Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- Сертификация средств связи
- Правовое регулирование отношений в области Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Статус Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации
- Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- Конфиденциальная информация
- права и обязанности субъектов в области защиты информации
- Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- Интернет как виртуальная среда
- Правовые аспекты Интернет
- Особенности информационных правоотношений в Интернет
- Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- Области создания и распространения исходных документов
- Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Основные источники института интеллектуальной собственности
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки
- Авторское право на произведения науки, литературы и искусства
- Авторский договор
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных
- Имущественные права на программу для ЭВМ
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
Информационные правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи»[3].
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере.
Деятельность в области связи осуществляется на основе следующих принципов:
равенство прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;
сочетание интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
свобода передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Российской Федерации;
соблюдение интересов пользователей связи; развитие предпринимательской деятельности и ограничения монополистической деятельности в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;
обеспечение надежности и управляемости связью с учетом ее сетевых технологических особенностей на основе единых стандартов на территории Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза;
обеспечение приоритета производства средств связи и применения и эксплуатации произведенных в РФ средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;
внедрение мировых достижений в области связи, привлечения и использования ино9транных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;
содействие расширению международного сотрудничества в области связи и развитию всемирной связи;
подотчетность и подконтрольность предприятий связи федеральным органам исполнительной власти;
высвобождение федеральных органов исполнительной власти в области связи от хозяйственных функций.
В соответствии со ст. 56 Конституции РФ и ст. 13 Федерального закона «О связи» в условиях чрезвычайного положения на всей территории РФ и в ее отдельных местностях в установленном федеральным конституционным законом порядке действие отдельных положений может быть ограничено.
Взаимоувязанная сеть связи РФ представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории РФ, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Государство в соответствии с федеральной программой развития взаимоувязанной сети связи РФ за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывает поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной сети связи РФ и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в указанную сеть.
Сеть связи общего пользования как составная часть взаимоувязанной сети связи РФ предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории РФ и включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией РФ, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. Ответственность за функционирование и развитие сети связи общего пользования возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.
Ведомственные сети связи создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органон исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования, и получения лицензии.
Выделенные сети связи на территории РФ могут создаваться любыми физическими и юридическими лицами, включая иностранных инвесторов, имеющих признанный правовой статус. На деятельность по предоставлению услуг связи операторами выделенных сетей связи распространяется требование о лицензировании. Оператор — физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.
Правительственная связь обеспечивается специально уполномоченными на то органами, определяемыми Президентом РФ. Указанные органы обеспечивают специальными видами связи органы государственной власти РФ и организации, осуществляя в пределах своих полномочий сохранность государственных секретов. Права и обязанности органов указанной связи определяются законодательством РФ.
Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Им предоставляется право без ущерба для основной деятельности использовать находящиеся в их ведении сети и средства связи для передачи или приема -сообщений пользователей
связи в коммерческих целях. В этом случае на предоставление услуг связи распространяется требование о лицензировании.
Почтовая связь, находящаяся под юрисдикцией Российской Федерации, представляет собой единую технологическую сеть учреждений и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, перевод денежных средств, а также организующих на договорной основе экспедирование, доставку и распространение периодической печати, доставку пенсий, пособий и других выплат целевого назначения.
Свобода почтовых отправлений и транзита почты гарантируется на всей территории РФ.
Государственные организации связи (почтовой связи общего пользования, специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи, и федеральной фельдъегерской связи) образуют сеть почтовой связи для взаимного обмена почтовыми отправлениями.
Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.
Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи определяются положениями, утверждаемыми Правительством РФ.
Задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:
разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование в области связи;
межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;
организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;
разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра и обеспечение их реализации;
разработка проектов программ развития в области почтовой связи и обеспечение их реализации.
Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи — исключительное право государства.
Разработка и реализация политики и процедур в области распределения радиочастотного спектра, эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений РФ обеспечиваются Правительством РФ.
В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство РФ устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.
Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством РФ.
Присвоение частот предприятиям связи могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в РФ с компенсацией предприятиям связи ущерба, связанного с переходом на другие частоты.
По вопросам управления деятельностью в области связи приняты постановления Правительства РФ[4].
Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии.
Выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством РФ по связи и информатизации в соответствии с Федеральным законом «О связи» и положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ.
Выдача лицензий на деятельность в области связи для целей телерадиовещания, а также присвоение частот, занесенных в перечень частот, используемых и планируемых к использованию для целей телерадиовещания, осуществляются на основе лицензии на вещание без проведения конкурса Министерством РФ по связи и информатизации в соответствии с законодательством РФ по заявлению физических и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания, либо имеющих намерение вступить в права владения, пользования и распоряжения средствами связи, используемыми для целей телерадиовещания.