Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем — Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем
- Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- Государственная политика в области создания информационных систем
- Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- Сертификация средств связи
- Правовое регулирование отношений в области Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Статус Государственной автоматизированной системы РФ Выборы
- Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации
- Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- Конфиденциальная информация
- права и обязанности субъектов в области защиты информации
- Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- Интернет как виртуальная среда
- Правовые аспекты Интернет
- Особенности информационных правоотношений в Интернет
- Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- Области создания и распространения исходных документов
- Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Основные источники института интеллектуальной собственности
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки
- Авторское право на произведения науки, литературы и искусства
- Авторский договор
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных
- Имущественные права на программу для ЭВМ
- Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
Основными субъектами здесь выступают потребители информации и услуг, вступающие в информационные отношения с поставщиками информации или предоставляющими услуги по хостингу (по размещению информационных ресурсов в памяти компьютера).
Они разделяются на следующие виды:
потребители информации, осуществляющие поиск и получение ин формации в Интернет;
потребители услуг по хостингу (по размещению информации в Интернет па серверах);
потребители услуг информационной почты.
Потребители информации и услуг Интернет вступают в общественные отношения с субъектами других областей информационной сферы, к которым относятся:
производители информации, т.е. субъекты, действующие в области производства исходной и производной информации, а также в области формирования информационных ресурсов, предоставления информационных продуктов и информационных услуг;
производители услуг по подключению и работе с Интернет, в том числе предоставление хостинга и услуг электронной почты (провайдеры). Они действуют в области информационных технологий и средств их обеспечения как производители этих объектов или лица, арендующие их. Эти субъекты осуществляют сервис по подключению пользователей к сети Интернет, предоставляют электронный адрес и место под хранение писем электронной почты, а также услуг по приему и передаче полученных сообщений. К ним относятся также субъекты, предоставляющие доменные имена обладателям сайтов. При этом обладатели сайтов автоматически становятся производителями и распространителями информации или информационных ресурсов;
производители услуг по навигации в Интернет — субъекты области Информационных технологий и средств их обеспечения — собственники И обладатели информационных поисковых систем.
Общественные отношения, возникающие между потребителем информации — с одной стороны, и производителем информации и услуг, чаше всего регулируются традиционными нормами гражданского права или публичного права.
Первые основаны на традиционных договорных отношениях, вторые — на отношениях конституционного или административного характера (в порядке исполнения обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов и предоставлению информационных продуктов и информационных услуг).
Однако при этом основные трудности регулирования отношений связаны с защитой содержания получаемой потребителем информации (авторское право, доказательственная способность документа в электронной форме, доменные имена и т.п.).
Важная группа общественных отношений связана с защитой потребителя от вредной, опасной, некачественной информации и защиты прав и свобод каждого в информационной сфере (например, защита чести и достоинства личности). Здесь у потребителя возникает право на защиту от воздействия такой информации.