Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем — Авторский договор

Авторский договор должен предусматривать:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок и территорию, на которые передается право;

размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок сроки его выплаты;

другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в РФ произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

признания прав;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

принятия иных предусмотренных законодательными актами мер связанных с защитой их прав.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Если подходить к институту авторского права с учетом принципов и общих положений информационного права и рассмотреть механизм за щиты авторского права с учетом принципа двуединства информации (содержания) и носителя, на котором это содержание отображено, то легко заметить, что институт авторского права не защищает информационный объект (информационную вещь) в полном объеме. Защищается только лишь форма объекта (в данном случае произведения), а не его содержание. Принцип же двуединства информационного объекта провозглашенный в информационном праве, требует одновременном защиты и формы, и содержания.

С информационной точки зрения в положениях института авторского права имеются также определенные противоречия и нестыковки. Во-первых, к объектам авторского права Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» относятся произведения науки, литера туры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности

Непонятно, как можно установить, является ли данное произведение ii.ivkh или литературы результатом творческой деятельности или, например, абракадаброй лишь по форме их представления, без изучения .•ржания. Ведь творчество в данном случае может быть оценено к> 1ько лишь по содержанию и никаким другим способом. Во-вторых, и защищается только лишь форма, то почему надо требовать, чтобы но был результат творчества, а не просто результат любой иной интеллектуальной деятельности, представляющий интерес для ее создателя (производителя)?

Российское авторское право «отмежевывается» от носителя информации и, стало быть, и от носителя с информацией. Так, Законом РФ об авторском праве и смежных правах» установлено, что «авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено» и «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением произведений изобразительного искусства».

Думается, что с позиций информационного права такое разделение содержания и носителя нельзя считать удовлетворительным. С одной стороны, передача прав на произведение невозможна без передачи самого произведения на носителе, а с другой стороны, при передаче права собственности на материальный носитель, в особенности содержащий оригинал произведения, другому лицу без установления условий пользования содержанием бессмысленно. Хотя указанным Законом устанавливается, что «передача права собственности на материальный объект не влечет передачи авторских прав на произведение, выраженное в этом произведении» (т.е. на содержание информации с позиций информационного права), но такая передача без определения условий использования содержания автоматически приведет к нарушению авторских прав. Ведь в любом случае новый собственник, реализуя право распоряжения такой вещью, поневоле нарушает права автора этого произведения (передает в результате продажи, дарения и т .п. действий собственника и носитель, и произведение на нем). К тому же, при возникновении возможных споров по поводу соответствия опубликованного материала исходному содержанию произведения установить истинное положение дел невозможно без сверки оригинала переданного пользователю Произведения (т.е. материального носителя информацией в виде произведения) с опубликованным материалом.

Сказанное лишь подтверждает правильность принципа двуединства информации и материального носителя, провозглашаемое информационным правом, применение которого позволяет урегулирован, такие информационные отношения в полном объеме (см. гл. 7).

Институт авторского права не охватывает также всех субъектов участвующих в реализации гражданского оборота таких информационных объектов, как произведения. За пределами его внимания остается потребитель информации — тот конечный субъект информационных правоотношений, который обеспечивает такой оборот.

К сожалению, законодательством об авторском праве и смежных правах до сих пор не защищаются такие важные результаты творческой деятельности, как идеи, методы, концепции и т.п. Полагаем, что необходимы исследования и в этом направлении.

Особое внимание при дальнейшей разработке законодательства об авторском праве и смежных правах следует обратить на обеспечение реализации личных неимущественных и имущественных прав на документированную информацию как на произведение при работе в трансграничных информационных сетях. Ломка географических и геополитических границ в рамках информационных сетей в еще большей мере обостряет вопрос о защите исключительных прав на информации в них.

Поэтому представляется правильным вести разработки по совершенствованию традиционных методов защиты исключительных прав авторов при их общении в информационных сетях, привлекая к этим процессам новых участников, в частности провайдеров сетей, и лип. ответственных за передачу информации по сети. Проводить такую работу необходимо и на международном уровне. Кроме того, следует вести работу в направлении внедрения этических норм в информационных сетях. Эта работа длительная и кропотливая, но, несомненно, перспективная и эффективная.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Курс лекций по информационному праву. Часть 3: Правовой режим информационных систем