Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право — Государственная политика в области формирования информационного общества
- Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право
- Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- Преодоление электронно-цифрового разрыва
- Государственная политика в области формирования информационного общества
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- Информация в актах действующего законодательства
- Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
- Классификация информации по доступу к ней
- Юридические особенности и свойства информации
- Модель информационной сферы
- Область поиска, получения и потребления информации
- Область создания и распространения исходной и производной информации
- Область формирования информационных ресурсов
- Классификация информационных ресурсов
- Область создания и применения информационных систем
- Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ
- ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
- Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- Информационные права и свободы в Конституции РФ
- Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- Методы информационного права
- Принципы информационного права
- Субъекты информационного права
- Система информационного права, место информационного права в системе права
- Информационное право как наука
- Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- Объекты исследования в правовой информатике
- Информационное право как учебная дисциплина
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
- Примеры императивных информационно-правовых норм
- Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- Классификация информационных правоотношений
- Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации
- Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
Государственная политика в области формирования информационного общества
Бурное наступление реалий информационного общества на страны и континенты требует пересмотра представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Как отмечалось выше, многие страны принимают соответствующие законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной политики, направленной на формирование и развитие информационного общества.
К сожалению, в России все ветви власти обращают на подготовку к вхождению в информационное общество мало внимания. Пока не существует отдельного органа исполнительной власти, организующего и проводящего информационную политику. Остался лишь департамент в составе Минсвязи России. Тем не менее по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи (созыва 1996—2000 гг.) разработана Концепция государственной информационной политики, которая была одобрена этим Комитетом 15 октября 1998 г., а также на заседании Постоянной палаты по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ 21 декабря 1998 г.
Концепция призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции — обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе[2].
В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.
В соответствии с этой Концепцией основными задачами государственной информационной политики являются:
модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развитие информационно-телекоммуникационных технологий;
эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
обеспечение информационной безопасности;
формирование информационного права как правового фундамента и необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики, которое должно реализовываться в рамках информационного права, формулируется следующим образом:
реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
совершенствование действующего законодательства и разработка новых законодательных и иных нормативных правовых актов, формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;
признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона, как исключения из общего принципа открытости информации;
персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;
защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;
предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.
Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям:
разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере;
совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм;
систематизация и кодификация актов информационного законодательства;
согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства;
разработка подзаконных актов, руководящих документов и механизмов, обеспечивающих эффективное применение норм существующею и разрабатываемого законодательства;
разработка и применение методов опенки эффективности действующего законодательства;
координация федерального законодательства и законодательства субъектов федерации в информационной сфере;
активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).
Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:
анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;
разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника — информационного законодательства;
анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;
повышение информационно-правовой культуры общества.