Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право — Классификация информационных ресурсов
- Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право
- Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- Преодоление электронно-цифрового разрыва
- Государственная политика в области формирования информационного общества
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- Информация в актах действующего законодательства
- Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
- Классификация информации по доступу к ней
- Юридические особенности и свойства информации
- Модель информационной сферы
- Область поиска, получения и потребления информации
- Область создания и распространения исходной и производной информации
- Область формирования информационных ресурсов
- Классификация информационных ресурсов
- Область создания и применения информационных систем
- Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ
- ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
- Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- Информационные права и свободы в Конституции РФ
- Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- Методы информационного права
- Принципы информационного права
- Субъекты информационного права
- Система информационного права, место информационного права в системе права
- Информационное право как наука
- Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- Объекты исследования в правовой информатике
- Информационное право как учебная дисциплина
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
- Примеры императивных информационно-правовых норм
- Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- Классификация информационных правоотношений
- Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации
- Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
Классификация информационных ресурсов
Информационные ресурсы можно классифицировать по различным основаниям.
Информационные ресурсы по виду информации:
правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; финансово-экономическая информация; статистическая информация; информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация; социальная информация; политическая информация; информация о здравоохранении; информация о чрезвычайных ситуациях; персональная информация (персональные данные); кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие).
Информационные ресурсы по способу доступа:
открытая информация (без ограничения); информация ограниченного доступа: государственная тайна, конфиденциальная информация, коммерческая тайна, профессиональная тайна, служебная тайна, персональные данные, личная (персональная) тайна.
Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.
Информационные ресурсы по способу формирования и распространения: стационарные; передвижные (мобильные).
Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования: традиционные формы: массив документов, фонд документов, архив; автоматизированные формы: Интернет, банк данных, автоматизированная информационная система (сеть), база знаний.
Информационные ресурсы по форме собственности: общероссийское национальное достояние; государственная собственность; федеральная собственность; собственность субъектов Российской Федерации; совместная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная собственность: частная собственность; коллективная собственность.
Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.
Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.
Информационные услуги: услуги по информационному обслуживанию: поиск информации, обработка информации, выдача данных (документов), хранение информации; услуги по пользованию Интернет, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги, услуги по передаче информации, услуги по доступу к Интернет, услуги по пользованию Электронной почтой и формированию личных сайтов.
Информационные продукты и услуги предоставляются потребителям в соответствии с различными основаниями: на основе закона; на основе договора; на основе запроса; по другим основаниям.
Они получаются потребителем либо в порядке самообслуживания, либо через посредника. Информация может предоставляться как за плату (в некоторых случаях — на льготных основаниях), либо бесплатно. Возможен обмен информацией.
При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в мерную очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа.
Должны защищаться: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; Информационные системы и их сети; информационные технологии и средства их обеспечения; машинные носители с информацией, например, средствами электронной цифровой подписи или криптографии; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.
Структура и содержание средств и механизмов защиты информации определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при формировании и использовании информационных ресурсов. Необходимо решить вопросы защиты любой документированной информации материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения защиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты — технические, программные, организационные, правовые и другие.
Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель — максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и, прежде всего, гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.