Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право — Информационные права и свободы в Конституции РФ
- Курс лекций по информационному праву. Часть 1:Информационное общество и право
- Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- Преодоление электронно-цифрового разрыва
- Государственная политика в области формирования информационного общества
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
- Информация в актах действующего законодательства
- Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
- Классификация информации по доступу к ней
- Юридические особенности и свойства информации
- Модель информационной сферы
- Область поиска, получения и потребления информации
- Область создания и распространения исходной и производной информации
- Область формирования информационных ресурсов
- Классификация информационных ресурсов
- Область создания и применения информационных систем
- Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности РФ
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ
- ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
- Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- Информационные права и свободы в Конституции РФ
- Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- Методы информационного права
- Принципы информационного права
- Субъекты информационного права
- Система информационного права, место информационного права в системе права
- Информационное право как наука
- Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- Объекты исследования в правовой информатике
- Информационное право как учебная дисциплина
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
- Примеры императивных информационно-правовых норм
- Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- Классификация информационных правоотношений
- Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации
- Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
И, наконец, информационные права и свободы закреплены в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
К нормам, закрепляющим права и свободы, которые распространяются и на информационную сферу, можно отнести следующие. «Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
«Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
«Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
«Статья 55 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
«Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть I), 46—54 Конституции Российской Федерации».
Основной объем информационных прав и свобод содержится в статье 29 Конституции РФ.
«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получения у них запрашиваемой информации. Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым. Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной информации всеми законными способами.
Эти права могут быть ограничены только законом. Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в ст. 33 Конституции РФ:
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Можно добавить — с целью осуществления права на поиск и получение информации.
Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления возлагает на эти структуры обязанность по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации, что и закреплено в ст. 24 Конституции РФ: «2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы-, если иное не предусмотрено законом». Добавим, в порядке осуществления права на поиск и получение информации. Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих статьях Конституции РФ.
«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Также в порядке осуществления права на производство информации.
Гарантия свободы производства и распространения массовой информации провозглашается в ст. 29: «5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В этой связи в Конституции РФ особое внимание обращено на вопросы защиты государственной тайны (ст. 29):
«4. ...Перечень сведений, составляющих государственную тайну,' определяется федеральным законом», т.е. право на доступ к информации может ограничиваться только законом.
Защита личной тайны, конфиденциальность информации о личности или персональных данных устанавливаются следующими статьями Конституции РФ.
«Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.
«Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации (ст. 29):
«3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической информации (ст. 42):
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от любых государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Прямо устанавливается ответственность за сокрытие такой информации (ст. 41):
«3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации (ст. 29):
«2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Правовое государство и гражданское общество может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них (ст. 15):
«3. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Вышеприведенный перечень информационных правовых норм Конституции РФ достаточно полно отражает совокупность информационных прав и свобод. Однако основу основ регулирования отношений в информационной сфере составляют два установления основной информационной правовой нормы Конституции РФ (ч. 4 ст. 29):
перовое установление — каждый имеет право свободно искать, получать и передавать информацию любым законным образом,
второе установление — каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным образом.
Именно эти два установления влекут за собой большой объем обязанностей государства и его структур, обеспечивающих гарантии исполнения основных упомянутых информационных прав и свобод.
В порядке обеспечения гарантий осуществления права каждого на поиск и получение информации возникают следующие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления:
обеспечение гарантий свободы средств массовой информации;
производство и распространение официальных документов в соответствии с Конституцией РФ и актами действующего законодательства;
установление обще го порядка разработки и распространения документированной информации органами государственной власти, формирования и использования государственных информационных ресурсов;
установление порядка предоставления обязательной документированной информации и порядка формирования и использования государственных информационных ресурсов, содержащих такую информацию;
обеспечение гарантий прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы;
обеспечение гарантий прав на производство информационных систем и средств их обеспечения, прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные технологии и средства их обеспечения;
организация и обеспечение создания государственных информационных систем, информационной инфраструктуры российского фрагмента Интернет;
обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия ложной, вредной информации и дезинформации;
обеспечение гарантий по защите информации, информационных ресурсов, информационных систем от несанкционированного доступа;
обеспечение гарантий по защите личных прав и свобод в информационной сфере;
установление и организация осуществления уголовной, гражданско-правовой и административно-правовой ответственности в информационной сфере.
Это примерный перечень обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления в информационной сфере, который может развиваться и дополняться в процессе формирования и развития источников информационного права.