Основы политологии
- Основы политологии
- Политология как учебный предмет
- Власть как общественное явление
- Субъект, объект, ресурсы и формы власти
- Пути реформирования политической власти в России
- Содержание политической системы
- Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
- Основные направления развития политической системы РФ
- Место и роль государства в политической системе общества
- Правовое государство и гражданское общество
- Пути реформирования государственной власти в Российской Федерации
- Политическая партия: ее место, роль и функции в обществе
- Общественно-политические организации и движения: содержание и формы проявления их деятельности
- Многопартийность в России: трудности становления
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Сущность и характерные особенности политического лидера
- Политический лидер в переходных политических процессах
- Сущность и содержание политической культуры
- Политическая культура российского общества
- Демократия, ее сущность и принципы
- Права человека и защищенность личности
- Формирование демократии в России
Многопартийность в России: трудности становления
Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических парши, В условиях административно-командной системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система. В настоящее время в Российской Федерации в условиях перехода к гражданскому обществу и демократическому государству формируется многопартийность. В 1988-1991 гг. шел процесс организационного становления политических партий, выработки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона "Об общественных объединениях" стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые партии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирования правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демократии).
После утраты КПСС монополии на политическую власть, ликвидации административно-командной системы в ходе реформ происходила перегруппировка политических сил, формирование новых политических блоков и объединений. Выборы в Федеральное Собрание в декабре 1993 г., декабре 1995 г. стимулировали дальнейший процесс оформления и размежевания политических партий и блоков. По итогам очередных выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. в нижнюю палату российского парламента прошли следующие политические партии и движения: КПРФ, "Единство", "Отечество — Вся Россия", "Союз правых сил", "Блок Жириновского", "Яблоко".
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил. Скорее, наоборот, процесс такого размежевания становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших.
Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число «твердых» сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.
Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабилизации общественно-политической ситуации и удержание ее в рамках конституционно-правового развития, в нормализации процессов построения гражданского общества, преодоление сползания в корпоративизм (одна из форм авторитаризма) регионального, местнического, ведомственного и иного толка, ослабление криминального давления на власть, в обеспечении трансформации частных, групповых интересов зарождающегося гражданского общества в общие интересы государства.