Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”

Индивидуальный подход в воспитании. Индивидуальный подход в социальном воспитании — учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.

Индивидуальный подход может применяться для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека. Классическими примерами индивидуального подхода можно считать задания, соответствующие возможностям, интересам и способностям человека; создание ситуаций, помогающих развить его индивидуальные свойства; беседу педагога с воспитуемым; заключение своего рода «джентльменского» соглашения с окружающими воспитуемого людьми об определенных способах реагирования на его поведение в целях развития или коррекции конкретных индивидуальных проявлений и т.п.

Индивидуальный подход — эффективный способ помощи человеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности. Индивидуальный подход в принципе необходим каждому человеку как с отклоняющимся развитием и (или) поведением, так и благополучному. Это связано с тем, что он дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

9. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организациях, где вы проходите практику (если она есть).

В любой воспитательной организации происходит процесс относительно социально контролируемой социализации ее членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соответствующих нормативных положений и характера руководства объективно осуществляется в процессе систематического обучения (если это учебная организация), более или менее содержательной и соответствующей функциям организации жизнедеятельности ее членов, индивидуальной помощи им в решении проблем.

Однако эффективное социальное воспитание, т.е. создание условий для эффективных развития и духовно-ценностной ориентации членов организации, становится реальным, если в ней создана локальная (т. е. свойственная именно ей) воспитательная система.

Понятие «воспитательная система» ввела Л.И. Новикова. Она и ее сотрудники(Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, И.В. Кулешова и др.) дали характеристику гуманистической воспитательной системы, ряд положений которой излагаются в этом разделе.

Локальная воспитательная система имеет несколько обязательных параметров:

- наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации;

- совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации;

- упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями;

- гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства;

- управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов.

Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. В то же время надо отметить, что целостность воспитательной системы относительна. И это естественно, ибо в любой воспитательной организации идет более или менее быстрая смена поколений ее членов. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, иметь возможность вносить в нее что-то свое, новое.

Все воспитательные системы проходят ряд этапов своего развития.

Этап становления системы начинается с того, что в уже существующую или вновь создаваемую воспитательную организацию вносится определенная идея, образ ее будущего. Иногда автор (или авторы) идеи четко осознает, чего он хочет с самого начала, иногда интуитивные представления кристаллизуются у него в ведущую идею постепенно.

Изо дня в день в процесс выработки, совершенствования, реализации идеального образа будущего организации вовлекается все большее количество ее членов. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами организации. Со временем часть из них, «отобранные жизнью», «затвердевают», превращаются в традиции, на их базе складывается поле интеллектуально-морального напряжения коллектива (его ценностные ориентации, нормы поведения, представления о допустимом и недопустимом во взаимоотношениях и т.д.).

После этапа становления следует этап более или менее стабильного функционирования воспитательной системы. Это означает, что ее основные элементы (названные выше) и системообразующие связи между ними остаются относительно неизменными, но процесс их упорядочивания продолжается. Субъекты управления и самоуправления приобретают опыт организации коллективных быта и жизнедеятельности и коллективных переживаний, обеспечивают себе успех и общественное признание. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закрепляются традиции. В сферу действия поля интеллектуально-морального напряжения коллектива вовлекается большая часть его членов. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.

Затем обычно наступает этап кризиса. Термин «кризисное развитие» в данном случае следует понимать с большой долей условности. На самом деле часто происходит лишь относительное увеличение дезинтегрирующих явлений, порой просто усиливается поиск чего-то нового.

Внешне проявления наступления кризисного этапа в развитии воспитательной системы весьма многообразны. Однако суть их одна: появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций быта и жизнедеятельности, а у большей или меньшей части коллектива возникает аппатия, разочарование, недовольство состоянием дел в организации.

Кризисный этап может разрешиться, как минимум, по трем сценариям.

Кризис преодолевается путем смены или видоизменения ведущей сферы жизнедеятельности и, таким образом, восстановления и совершенствования системообразующих связей. Тогда кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития, который, в свою очередь, вновь может привести к очередному кризису, т.е. развитие стабильных воспитательных систем характеризуется определенной цикличностью этапов.

Другой сценарий — в результате кризиса на базе прежней воспитательной системы возникает новая, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, основывается на ином типе системообразующих связей (например, переезд колонии А.С. Макаренко в Куряж), т.е. воспитательная система может не только развиваться и укрепляться. Она может не только обновляться, но и кардинально перестраиваться.

Третий сценарий завершения кризисного этапа — распад системообразующих связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития локальной воспитательной системы — становление личности. Делаются ли условия развития личности и ее духовно-ценностной ориентации более благоприятными или они ухудшаются — от ответа на этот вопрос зависит оценка правильности целей, поставленных создателями системы, адекватности этим целям использованных способов их достижения. Иными словами, эффективность системы зависит от того, сколь полно и последовательно в ней реализуются принципы центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности социального воспитания.

10. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародившись в античности, получило свое воплощение в трудах многих мыслителей от 00

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми:

ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

ценностями, свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур;

индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обменом происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер свойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эффективными, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если:

воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фатического — только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного).

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.


Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”