Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека (процесс и результат его социализации!)

Социализация — развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

- в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

- в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

- в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

- в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, можно считать, что развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

1. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое — объект семейной педагогики.

2. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно — объект конфессиональной педагогики.

3. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

4. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”