Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”
- Конспект лекций к экзамену “Социальная педагогика”
- История возникновения социальной педагогике
- ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
- Этапы и факторы социализации
- Психологические и социально-психологические механизмы
- ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Три группы задач социализации
- ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР
- ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ
- Менталитет и стихийная социализация
- Социальная структура общества
- Воспитание как социальный институт
- ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА
- тенденции влияния СМК на жизнь и развитие человека
- Субкультура и стихийная социализация
- сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке
- ГОРОД
- МАЛЫЙ ГОРОД
- ПОСЕЛОК
- ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Характеристики микросоциума
- СОСЕДСТВО
- КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
- Организация группового взаимодействия
- Организация массового взаимодействия
- Обучение
- Индивидуальный подход в воспитании
- ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. ВОСПИТАННОСТЬ
- ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Виктимогенность
- Коррекционное воспитание
- ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ
- взаимосвязь социальной педагогики и других отраслей педагогики
- Функции социальной педагогики
- Принципы воспитания
Воспитание как социальный институт. В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов — исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).
Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности — осмысленного взращивания членов общества.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
- в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
- появляется коррекционное воспитание;
- складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
- растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
ü совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
ü набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
ü воспитательные организации различных видов и типов;
ü системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
ü набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
ü ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания — детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
- создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;
- подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;
- способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
- социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
- адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
8. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания?
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания — составных частей воспитания как социального института.
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе. Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных — воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых — коллективов; социальных — организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
9. Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?
Потому что, что воспитание как социальный институт обладает универсальными элементами и характеристиками, а более или менее существенные различия связаны с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества. Что касается диссоциального воспитания, то оно также возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, для создания условий удовлетворения социальной потребности — осмысленного взращивания членов общества, удовлетворяющего целям соответственно криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществ.
10. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.
О понятии «государство». Государство — понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом.
Государство и стихийная социализация. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации.
Государство и относительно направляемая социализация. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, для которых оно создает определенные условия для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.
Государство и воспитание. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, которые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.
Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Государство совершенствует воспитание, добиваясь того, чтобы оно эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем. Для этого оно вырабатывает определенную политику в сфере воспитания и формирует государственную систему воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые и достаточно благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.
Государственная система воспитания - совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня — федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).
Государственная система воспитания. Государственная система воспитания включает в себя несколько элементов:
1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.
Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:
- учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);
- учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;
- учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;
- организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;
- учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматическими и (или) социальными отклонениями и (или) дефектами;
- организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.
С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания.
2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются: на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.п.), финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции), личностные ресурсы его субъектов и пр.).
3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.
4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).
5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.
6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.
Эффективность государственной системы воспитания во многом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.
11. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.
Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания довольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.
Реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания.